Музейный сериал продолжается
Вслед за экспертами в Министерстве культуры вопрос, отбирать ли у Эрмитажа коллекцию импрессионистов, обсудили в администрации президента РФ. Счет 2:0 в пользу Эрмитажа.
Напомним: проблему воссоздания ГМНЗИ, закрытого в 1948 году, подняла директор музея им. А. С. Пушкина Ирина Антонова на прямой линии с Владимиром Путиным. Президент распорядился всесторонне обсудить тему с музейщиками, экспертами, деятелями культуры и искусства и принять решение до 3 июня.
На расширенном заседании экспертного совета в Министерстве культуры голоса в защиту идеи восстановления ГМНЗИ практически не звучали. Министр культуры Владимир Мединский заявил, что ликвидация ГМНЗИ в 1948 году была неправильным шагом, но исправление этой ошибки может стать еще большей ошибкой.
Обсуждение в администрации президента, проходившее под председательством Владимира Толстого, советника президента РФ, приняло несколько иной оборот.
Предложение Антоновой поддержал Владимир Познер. По его словам, он тоже «за восстановление исторической справедливости». На стороне Антоновой выступили художник Борис Мессерер, искусствоведы и историки искусства Марина Свидерская (ГИИ) и Виктория Маркова (ГМИИ им. А. С. Пушкина). Они тоже говорили и об исторической справедливости, и о том, как нужен Москве большой музей современного искусства, основанный на коллекциях Щукина и Морозова.
Однако большинство участников обсуждения в администрации президента придерживались позиции, защищающей неделимость музейных фондов. Дмитрий Швидковский, директор Московского архитектурного института (МАРХИ), предложил придумать концепцию развития уже существующей в ГМИИ Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков и на ее основе постепенно создавать новый музей современного искусства. А бизнесмен и коллекционер Петр Авен заявил, что ему как коллекционеру очень близка идея объединения работ, которые входили в частные собрания Щукина и Морозова. И предложил произвести такое объединение — но на основе коллекции Эрмитажа, в которую можно было бы включить собрание из ГМИИ. А в результате открыть ГМНЗИ как часть Большого Эрмитажа.
Владимир Толстой категорически не согласился с предложением Ирины Антоновой: «Лично я, безусловно, выступаю за неделимость музейных фондов в их нынешнем виде. Нарушать нынешний статус коллекции — очень опасная вещь». И напомнил, что в Москве подходящего помещения, в котором можно было бы разместить такую экспозицию, нет. «В любом случае потребовались бы денежные средства, чтобы построить новый музей или приспособить под экспозицию какое-либо существующее здание, — сказал Толстой. — Вещь эта очень дорогостоящая, и в этом смысле могли бы возникнуть определенные финансовые проблемы».
Советник президента поддержал идею министра культуры о воссоздании виртуального ГМНЗИ. Такой музей может заработать уже в этом году, соответствующее распоряжение подписано Мединским сразу после заседания экспертного совета 21 мая.
«Музеи, давайте жить дружно!» — эту, пожалуй, самую продуктивную идею озвучила на встречах в Минкульте и администрации президента Елена Гагарина, директор музеев Кремля. Она предложила ГМИИ и Эрмитажу провести совместную выставку вместо того, чтобы делить коллекции. Кстати, ее поддержали и многие пользователи социальных сетей, где тема музейного раздора обсуждалась куда более бурно, чем в официальных инстанциях. Повлияет ли глас народа и мнение большинства экспертов на решение правительства РФ, станет известно 3 июня.