Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Под крылом реставрации

9 сентября 2013 10:00 / Культура

В крыле Главного штаба, переданного Государственному Эрмитажу, завершилась реставрация монументальной живописи.

Интерьерам восточной части здания, где в XIX веке располагались министерства финансов и иностранных дел Российской империи, а в XX веке, после революции — многочисленные ведомства и организации, возвращают исторический облик. За последние сто лет эти стены ни разу не переживали качественного ремонта, а реставрации советского времени принесли, по мнению специалистов, больше вреда, чем пользы. Сейчас во всех 26 залах восстановлена богатая декоративная отделка, которая создавалась мастерами первой трети XIX века.

До революции здесь делали лишь косметические ремонты, первая реставрация прошла в 1936 году, но она, как следует из архивных документов, не была согласована с отделом охраны памятников того времени. Следующие реставрации — в 1940 и в 60-х годах — художники выполняли с учетом рекомендаций специалистов, но по технологиям, которые с современной точки зрения можно назвать варварскими. Реставрацию 2005 года, когда частично были удалены загрязнения живописи, расшиты трещины и перекрашены фоновые участки живописи, специалисты сочли недостаточной, а в некоторых местах — просто провальной. Поэтому бригаде из «Реставрационной компании «Интарсия», занимавшейся этими залами в рамках второй очереди работ по приспособлению помещений под музей, пришлось, фактически, все переделать.
 
Голубая гостиная. Завершается перенос рисунка на пространство над камином.

Главная проблема, с которой столкнулись реставраторы — это сильно пострадавшая «родная» для этих помещений клеевая живопись — нежная по структуре, она очень легко разрушается, если нарушена технология ее нанесения или температурно-влажностный режим в помещении. Многочисленные ремонты создали поверх этой воздушной живописи плотную желтую пленку, которая со временем темнела, становилась жесткой и разрушалась. Некоторые участки, по словам специалистов «Интарсии», были просто замазаны: их предшественники, как правило, не щадили авторскую живопись и все просто перекрашивали. Авторская живопись мастерской Джованни Батиста Скотти во многом сохранилась, но ушла под более поздние грубые записи.

Реставраторы подбирают нужный оттенок краски с помощью нагревательной лампы — клеевая краска меняет цвет в сухом состоянии.

В последние годы специалисты стали переходить на акрил, а это — катастрофа для клеевой живописи. Например, зал министра финансов Канкрина, по словам Ирины Денисовой, научного руководителя реставрационных работ по живописи «Интарсии», вобрал в себя все мыслимые ошибки. Чтобы сделать классическую реставрацию, вернулись к историческим технологиям, для каждого зала разрабатывали индивидуальные методики.

В целом, все восточное крыло Главного штаба пережило за эти годы серьезную перестройку: по всему периметру фундамента в грунт были вбиты десятки укрепляющих свай — теперь строители гарантируют, что здание не «поплывет» под воздействием грунтовых вод. Внутренние дворы закрыты стеклянными крышами-атриумами — они превратились в дополнительные музейные площади.

Приспособлены под музей и чердачные помещения — на четвертом и пятом этажах располагаются галереи живописи. Для них на крыше были открыты дополнительные световые окна. Из-за них внешний облик здания заметно изменился, о чем еще недавно говорили градозащитники. Сейчас, по словам Михаила Пиотровского, директора Эрмитажа, конфигурация и размер окон изменены, и теперь они не влияют на перспективу.