Костям опять не дают покоя
Новое строительство — теперь уже церкви — на месте бывшего Фарфоровского кладбища снова вызывает споры и неоднозначную оценку общественности и властей.
Идея восстановить Свято-Духовскую церковь родилась еще в 2006 году в знак протеста планам компании ООО «Макромир» возвести возле станции метро «Ломоносовская» торговый комплекс с бассейном, саунами, бутиками на месте той части Спасо-Преображенского кладбища, где хоронили почти до конца блокады Ленинграда. Вопреки протестам местных жителей и градозащитников, проект получил не только согласование всех инстанций и разрешение на строительство, но и поддержку городских властей. Тогдашний вице-губернатор Александр Вахмистров публично заявлял, что никакого кладбища на месте сквера у метро «Ломоносовская» не обнаружено, что это все спекуляции. Местные жители проводили митинги протеста, и градозащитникам удалось заставить власть принять решение о проведении археологических изысканий. Застройщик даже предложил за свой счет построить там часовню. Но ни раскопки, ни часовня так и не состоялись — сначала истек срок разрешения на производство работ, действовавший до конца 2008 года, потом «Макромир» объявил себя банкротом, а вскоре его генеральный директор скончался.
Идею воссоздать разрушенную церковь активно поддержало руководство Императорского фарфорового завода (ИФЗ): в Свято-Духовской церкви находился уникальный фарфоровый иконостас, созданный в начале XX века мастерами фарфорового завода специально для храма, который нынешние владельцы завода и работающие на нем мастера готовы воссоздать своими силами. В 2009 году была зарегистрирована приходская община будущего храма, которая при поддержке Петербургской епархии начала активно продвигать идею воссоздания храма.
— К концу 2009 года мы получили принципиальное одобрение этой идеи практически на всех уровнях, — говорит протоиерей Иоанн Соколов, настоятель будущего храма. — Все основные комитеты — КГА, КЗР, КГИОП — поддержали идею, нам везде дали «добро».
По заказу общины группа петербургских архитекторов начала работать над проектом будущего храма. Церковь Сошествия Святого Духа в Щемиловке, на месте сквера у станции метро «Ломоносовская», была построена на территории Спасо-Преображенского кладбища по проекту архитектора и исследователя древнерусского зодчества Александра Красовского в 1902–1912 годах. В 1939 году советская власть ее закрыла (по некоторым данным это произошло в 1938 году), а в 1966 церковь взорвали. О судьбе фарфорового иконостаса ничего не известно: возможно, он был уничтожен еще раньше, когда во время блокады в здании церкви располагался районный морг. Во всяком случае, когда после войны в здании бывшей церкви было организовано производство, иконостаса там уже не было.
Сейчас и церковная община, и руководство ИФЗ во всех инстанциях говорят о воссоздании существовавшего храма на историческом фундаменте. Но реальная ситуация выглядит далеко не так. Как рассказал архитектор Кирилл Яковлев, автор проекта воссоздания, стоявшая на этом месте церковь существенно отличалась от чертежей архитектора Александра Красовского. Она была явно больше — это специалисты отлично видят по фотографиям. Но чертежи сохранились, а вот точные замеры реальной постройки — нет. К тому же современные строительные нормы и правила предъявляют к архитекторам и строителям дополнительные требования: прежняя церковь была кладбищенской, сейчас кладбище не действует, значит, церковь становится приходской, и службы в ней будут проходить ежедневно, для чего потребуется система отопления, водоснабжения и так далее. В результате на месте исторического здания может появиться новодел, отличающийся и от проекта Красовского, и от существовавшей постройки.
— Чтобы не загромождать территорию служебными и техническими постройками, было решено все убрать в цокольный этаж, расширить общую площадь основания фундамента, что позволит разместить здесь и воскресную школу, и технические службы, — рассказал архитектор Кирилл Яковлев. — В результате высота постройки вместе с крестом будет значительно выше 30 метров, а площадь основания увеличится почти на 100 квадратных метров.
Удастся ли вообще соорудить церковь на историческом фундаменте — тоже большой вопрос: во-первых, неизвестны его точные границы, во-вторых, рядом проходит метро. Кроме того, неподалеку от церкви предполагается разместить автостоянку на 39 парковочных мест. Все эти проблемы и вызывают новые протесты местных жителей, которые хотят сохранить сквер, а не получить очередную строительную площадку на костях. И в суд снова могут поступить иски протестующих против нарушения российских законов.
— Когда шла борьба против «Макромира», многие жители говорили: лучше церковь, чем торговый комплекс, — говорит Ирина Андрианова, живущая в доме рядом с метро «Ломоносовская». — Но стоянка для машин, неизвестный фундамент, увеличенные размеры церкви — какое же это историческое воссоздание? А еще, наверняка, поставят вокруг ограду и отрежут часть сквера — мы знаем такие примеры по городу. И нам, жителям, ничего не останется для прогулок с детьми. Получается, что «Макромиру» запретили стройку, а церкви разрешают? Но ведь российские законы обязаны соблюдать все!
На днях из КГА пришло письмо, в котором за подписью и.о. начальника сектора информации Инны Корабельниковой изложена официальная позиция чиновников ведомства. Они, как следует из письма, не возражают против строительства церкви (интересно найти тех, кто сегодня против постройки церкви), но при условии соблюдения процедур. В том числе археологического исследования территории для обнаружения мест захоронения.