Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Картина бананановым маслом

30 октября 2013 10:00 / Культура / Теги: суды

Сегодня, 30 сентября, в Петербурге начинается суд по иску к Африке

С кандал вокруг картин с выставки «Асса: последнее поколение ленинградского авангарда», проходившей с 15 мая по 10 июня этого года в Музее Академии художеств в Петербурге, начал разгораться сразу после ее закрытия. Четыре питерских художника — Олег Зайка, Евгений Козлов, Олег Маслов и Инал Савченков — возмутились тем, что на выставке были представлены их работы, которые сами авторы считали давно утерянными. И вдруг, совершенно неожиданно, они увидели эти картины на выставке и в каталоге. Причем, по словам самих художников, их даже не известили заранее об этой экспозиции и не пригласили на открытие.

— Мы узнали о выставке из интернета и с изумлением увидели там фотографии работ, о судьбе которых не знали почти 25 лет, — говорит Ирина Зайка, жена художника Олега Зайки. — Художники случайно узнали о том, что есть каталог, получить который удалось только после закрытия выставки. Всего в выставочном каталоге «АССА» были опубликованы 25 картин, из которых лишь 11 были представлены в экспозиции.

В середине июля художник Андрей Хлобыстин звонил Бугаеву (Африке) в присутствии художников Олега Зайки, Олега Маслова, юриста Андрея Васильева. Как уверяют звонившие, они хотели договориться о мирном возвращении им 25 работ, числящихся в каталоге. Но Бугаев, по словам участников разговора, отказался вернуть картины и «посоветовал» художникам обратиться в суд. Что они и сделали.

Предварительные слушания в Дзержинском районном суде Петербурга продолжались три месяца. За это время обе стороны вели активную информационную дуэль, пытаясь убедить граждан в своей правоте.
Сам «мальчик-бананан» утверждает, что художники требовали от него не картин, а денег.

— Здесь просто конкретные деньги людей интересуют, — сказал Сергей Бугаев по телефону корреспонденту «Новой». — Ребята, видимо, думают, что выставлять в России картины — очень доходное дело. Мне их по-человечески жаль…

На вопрос: «А почему художники только сейчас, спустя четверть века, вспомнили о своих картинах?» — Олег Маслов рассказал, что все эти годы они не знали точно, где находятся их работы. «Иногда до меня доходили слухи, что их видели на каких-то аукционах или в частных коллекциях, — говорит Маслов. — Но это были слухи, их не доказать. А вот с выставок, которые Сергей Бугаев возил в Англию, Швецию, некоторые мои работы, как и картины других художников, просто не возвращались — Африка потом рассказывал нам, что их то ли не пропускали через таможню, и он их выкинул, то ли кто-то хотел их купить, и он тоже оставил картины за рубежом».

Сергей Бугаев уверяет, что среди выставленных работ несколько были ему подарены самими авторами больше 20 лет назад. Другие принадлежат частным коллекционерам, большая часть работ входит в фонд Тимура Новикова.
— Картины принадлежат десяти разным людям, а не только мне, — объяснил Бугаев «Новой». — Вообще сам факт, что художники подают в суд на тех, кто выставил их картины, является беспрецедентным. Выставка в целом была посвящена восьмидесятым годам, художники были представлены там как герои советского подполья. Я даже отказал некоторым другим художникам, в частности Хлобыстину, — вот он, наверное, и заварил эту историю. Это мелкие, завистнические действия.

Между тем художники потребовали предъявить через суд опись. В ней указан владелец картин — им, согласно документу, является Сергей Бугаев, другие владельцы там не заявлены.

— Раньше мы просто не знали, что наша собственность у Бугаева, — говорит Ирина Зайка. — Это он сейчас утверждает, что выставлял их раньше, а нам об этом ничего не известно. В 80-е годы картины нередко пропадали прямо с выставок — представьте, проводится выставка в каком-нибудь ДК, все художники привозят свои картины, списков тогда общих никто не делал. Прошла выставка — художники приехали забирать картины, которые уже стоят свернутыми в рулоны, и обнаруживается — одного рулона нет, другого. Кого обвинять — куда они делись?
Сейчас, по словам художников, сам Африка и его представители попытаются в суде доказать, что авторы добровольно передали картины Бугаеву и не могут теперь на них претендовать.

— Но эту позицию он озвучивает в СМИ, — говорит Андрей Васильев, адвокат художников, а в суде ни он, ни его представитель пока ни разу не сказали, что ему что-то дарили. На наш взгляд, сейчас у него нет доказательств законности владения. На первом заседании по существу иска 30 сентября мы представим своих свидетелей. По моему мнению, перспективы у процесса для нашей стороны оптимистичные, доказательств у нас больше, чем у ответчика.

Оценка эксперта

Александр БОРОВСКИЙ, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея:

— Сейчас доказать, кому принадлежат картины, с моей точки зрения, практически невозможно: в 80-е годы это искусство не пользовалось спросом, картины не покупали, даже сами художники не ценили эти работы — отдавали друзьям и знакомым за просто так, за бутылку водки, случалось, что выбрасывали картины на помойку. А теперь начинают грызть друг друга! И из-за чего? Из-за того, что Бугаев показал их работы на этой выставке и раньше показывал не один раз? В Москве, например, на выставке «Новые дикие» они точно выставлялись. По-моему, все эти действия и одной и другой стороны снижают планку отношения к искусству в целом, когда бывшие соратники начинают грызть друг друга. Это не на пользу ни истцам, ни ответчикам!