Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Нефтяные магнаты не имеют желания, да и возможности

20 декабря 2001 10:00

Объявлены победители конкурса на поставки топлива автобусным паркам ГУП <Пассажиравтотранс> в 2002 году. 10 из 13 лотов достались Петербургской топливной компании в лице ее профильного подразделения ООО <Оптовая фирма <ПТК>. Один автопарк будет обслуживать компания <Балт-Трейд>. Еще на два лота заявок не подавалось.


Наряду с ПТК и <Балт-Трейдом> в тендере участвовали также компания <Фаэтон> и фирма <Арис>. Бросается в глаза, что на этот раз от питерского конкурса устранились все нефтяные компании федерального уровня. В частности, как и в прошлом году, <по техническим причинам> отсеялась НК <ЛУКОЙЛ>, которая до 2001 года стабильно обеспечивала бензином три питерских автопарка. Видимо, крупнейший нефтетрейдер России посчитал овчинку не стоящей выделки.
Не претендовала на снабжение <Пассажиравтотранса> и Государственная нефтегазовая компания <Славнефть>. Это выглядит особенно странно, после того как <Славнефть> осуществила эффектный прорыв на петербургский топливный рынок, фактически поглотив компанию <Фаэтон> и получив от города на льготных условиях 15 земельных участков под строительство АЗС. Подключение <Славнефти> к работе с муниципальными службами казалось логичным. Но <Славнефть>, вероятно, не вполне уверена в своих возможностях и не может гарантировать стабильных поставок.
Вместо этого компания ограничивается франчайзинговыми договорами со сравнительно небольшими фирмами. При этом в практику нефтерынка вводятся небывалые методы взаимодействия. Например, операторы-франчайзеры не обязаны продавать продукцию <Славнефти>, что вообще-то обессмысливает франчайзинг как таковой и сводит на нет любые гарантии качества (которых можно было ждать от государственной компании). Питерские автомобилисты уже убедились в этом три месяца назад, выстраиваясь в очереди на ремонт после заправки некачественным топливом на АЗС с маркой <Славнефти> (этот скандал подробно освещался в СМИ - руководство компании объясняло это <грязной> борьбой со стороны конкурентов).
Самоустранение <Славнефти> от конкурса по <Пассажиравтотрансу> косвенно подтверждает, что компания предпочитает продавать в Петербурге не топливо, а фирменный знак. Кстати, ЛУКОЙЛ и ЮКОС отказались в нашем регионе от франчайзинговых схем.
Структурное подразделение Балтийской финансово-промышленной группы (БФПГ) - торгово-инвестиционная компания <Балт-Трейд>, победитель прошлогоднего конкурса, снова подала заявки, но на крупный успех рассчитывать не могла. Еще свежа память о <топливных скандалах> этого года и многочисленных нарушениях правил поставок со стороны <Балт-Трейда>. Кроме того, общее положение БФПГ - конфликт между акционерами, десятки судебных исков, автозаправки, заложенные под кредиты, неподъемные долги - подсекло позиции <балтийцев> на питерском нефтерынке.
<Фаэтон> также не мог рассчитывать на успех - хотя бы в силу неясной принадлежности холдинга после франчайзингового договора со <Славнефтью>. Недавний конфликт <Фаэтона> с налоговой полицией тоже не укрепил его позиций. Кстати, в прошлом году <Фаэтон> после ряда нарушений вообще не был допущен к городскому тендеру. А заявленный руководством холдинга акцент на проекты в области промышленности, строительства и торфодобычи может пониматься даже как план ухода с топливного рынка.
Что касается небольшой фирмы <Арис>, то ее заявка на участие производит впечатление <матча престижа>, а не реальных претензий.
На этом фоне выигрыш ПТК выглядел предрешенным. Но и здесь все непросто. Во-первых, надо отметить, что тендерную комиссию по-прежнему возглавлял зампред Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле городской администрации Владимир Барканов, который в прошлом году сыграл немалую роль в победе <Балт-Трейда>, конкурировавшего тогда с ПТК. Во-вторых, что гораздо более существенно, сама компания-победитель не раз выражала несогласие с важными технико-экономическими параметрами конкурсной документации, которые закладываются в договора поставок. По смыслу этих возражений получалось, что победитель конкурса вынужден снабжать автопарки буквально за собственный счет.
В прошлом году ПТК фактически бойкотировала тендер. На эти условия администрации согласился единственный нефтетрейдер - <Балт-Трейд> (рассчитывавший, видимо, изменить условия задним числом при содействии ныне отставленного вице-губернатора Анатолия Алексашина). На этот раз администрация и тендерная комиссия частично учли позицию топливных операторов. Прошлогодние условия несколько смягчились, наиболее <кабальные> с точки зрения поставщиков пункты изъяты из тендерной документации. Изменилась методика ценообразования, разрешена установка контейнерных АЗС на территории автопарков. Однако принципиальными эти изменения назвать нельзя, в целом тендер проведен на основе прошлогодних условий. Тем не менее на этот раз ПТК взялась за обслуживание автопарков, по-прежнему считая, что торговать предстоит едва ли не в убыток себе.
Возможно, так оно и есть - все топливные операторы Петербурга переживают не лучшие времена. А московские нефтяные магнаты на помощь Петербургу не спешат.

Сергей ГЛЕБОВ