Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»
Взлетели, но не все
Фото: Михаил Масленников

Взлетели, но не все

27 ноября 2013 15:26 / Экономика

Новое Пулково открыли без помпы — ни высоких гостей, ни перерезания ленточек.

То, что на открытие международного аэропорта, которого город ждал десятилетиями, в фундамент которого первую сваю вбил сам Путин, а инвесторы вбили 1,2 миллиарда евро, не прибыли ни президент с премьером, ни даже губернатор, говорит только об одном — терминал не готов и пустят его позже объявленного. 

«Да не было никакого открытия. Никто не приглашал губернатора, потому что запуск отложен, не все еще готово», — прокомментировали в Смольном. Губернатор, чьи планы составляются заранее, стало быть, знал, что терминал не откроют к сроку. Странно, что пассажирам объявили об этом в последний момент. 

«Спросите меня» 

Петербуржцы с нетерпением ждали открытия нового аэропорта 4 декабря — дата была объявлена еще в начале октября. Грела мысль, что в этом году улететь в рождественскую сказку в кои-то веки можно будет без толчеи, очередей и нервотрепки. Сказки не получилось. Аэропорт не открылся. Если быть точнее — он приоткрылся для трех рейсов авиакомпании «Россия»: в Дюссельдорф, Мюнхен и Франкфурт. 
 
В компании пытаются сохранить лицо и делают вид, что все так и было задумано. Якобы никто и не обещал, что весь мир сразу полетит из нового терминала. «Ввод идет поэтапно, как и планировалось», — говорят в пресс-службе компании «Воздушные ворота северной столицы», которая управляет петербургским аэропортом. 
 
И, мягко говоря, лукавят. 
 
Авиакомпания «Россия», которая перевозит 40 % всех пассажиров в Пулково, еще 8 октября объявила на своем сайте, что все ее рейсы переводятся в новый терминал с 4 декабря. Еще раз авиаперевозчик напомнил об этом своим пассажирам 6 ноября. Понятно, что такие заявления делаются только после согласования всех планов с аэропортом. 
 
За день до открытия терминала «Россия» вывесила на своем сайте информацию о том, что по не зависящим от нее причинам «изменены терминалы вылета рейсов». Представители авиакомпании срочно обзванивают пассажиров, в билетах которых указан новый терминал. Все рейсы «России» переведены из Пулково-2 в старый терминал Пулково-1. Новый терминал также называется Пулково-1 (впоследствии они должны стать одним целым). Окончательно сбитым с толку пассажирам Пулково предлагает уточнять информацию о терминалах — на сайте или у сотрудников аэропорта, стоящих с табличкой «Спроси меня». Последних можно только пожалеть — сколько интересного они узнают о работе аэропорта от людей с чемоданами, когда те примчатся не в тот аэропорт. Компания сообщает, что между терминалами пустили бесплатные автобусы, а от старого до нового Пулково-1 вообще каких-то 200 метров, которые можно одолеть пешком. 
 
«Как только мы получаем информацию, мы сразу же делимся ею с нашими клиентами», — говорят в пресс-службе «России». Это значит, что вопрос о запуске нового терминала оставался открытым до последнего дня. 
 
В авиакомпании не хотят портить отношения с Пулково и не комментируют, почему все было переиграно в последний момент. 
 
Неразбериха ударила по пассажирам всех авиакомпаний, которые летают из Петербурга. Например, в билете у сотрудницы «Новой газеты», улетающей на днях «Чешскими авиалиниями», указан пункт отправления Пулково-1. На сайте аэропорта значится, что рейс летит из Пулково-2. 
 
На сайте Эр Франс написано, что их рейсы и рейсы KLM полетят из нового терминала только в 2014 году (следите за объявлениями), хотя еще недавно их представитель говорил, что рейсы в Париж и Амстердам переводятся 7 декабря. «Что вам сдался этот новый терминал?» — спросила оператор в офисе KLM, замучившаяся отвечать на телефонные звонки. Украинские авиалинии объявили о приостановке перевода рейсов в новый терминал. И так можно продолжать до бесконечности. 
 
В новом терминале продолжаются работы — строители довинчивают что-то в будущих помещениях кафе-ресторанов и ровняют колдобины вокруг супертерминала.

Падшие ангелы 

За несколько дней до планируемого запуска вокруг нового терминала разгорелся скандал. В СМИ попали фотографии интерьеров нового аэропорта. В том числе четыре скульптуры ангелов с самолетными крыльями. Собственно, к ангелам претензий нет. Но блогеры раскопали: скульптуры ранее показывали на выставках — и на крыльях у ангелов были номера разбившихся самолетов. Портал Фонтанка привел объяснение скульптура: произведение символизирует человеческое разгильдяйство — ангелы должны были сберечь самолет с людьми, но заняты другими делами (пьют чай, книгу читают и т. д.). В Пулкове заявили, что галерея «Эрарта», продавшая ангелов аэропорту за 160 тысяч евро, преподнесла идею проекта по-другому. Ангелы с самолетными крыльями — как воплощение вечной человеческой мечты о полетах в небо. 
 
После того как аэропорт не открылся в назначенный срок, появились предположения, что это произошло из-за скандала с пронумерованными ангелами. 
 
В Пулкове отказываются отвечать на какие-либо вопросы по поводу неоднозначных скульптур. И даже не говорят, остались ли они в терминале. 
 
«Никаких номеров на крыльях ангелов нет. Это все, что мы можем сказать», — объяснили «Новой» в «Эрарте», отказавшись отвечать на вопрос, были ли они там прежде. Пулково пока не требует вернуть деньги и забрать ангелов назад. 
 
«Никаких номеров на крыльях ангелов нет. Это все, что мы можем сказать».
 
Хотя скандал со скульптурами вряд ли повлиял на то, что запуск терминала был отложен. Как рассказал «Новой» источник в Пулково, терминал не запустили, потому что до сих пор не получены все разрешения пожарных, технических и прочих служб на эксплуатацию всего здания целиком. В пресс-службе «ВВСС» не стали комментировать эту информацию и пообещали ответить на запрос. «Новая» также направила запросы в службы пожарного и строительного надзора. 
 
В «Воздушных воротах северной столицы» говорят, что до конца января 2014 г. все рейсы будут переведены в новый терминал. После этого Пулково-1 закроется на реконструкцию — до середины следующего года. После ремонта он станет частью нового единого терминала — в нем будет зал вылета внутрироссийских рейсов и выходы на посадку. Судьба терминала-2 до сих пор не решена.