Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Фолиант меняет стены

24 июля 2003 10:00

Два вице-губернатора уходящей администрации, рука об руку, перерезали алую ленту, и народ пошел... Так в минувший понедельник торжественно отмечали новоселье на Невском, 62. За последнее время - далеко не впервые. Одни въедут - другие выедут... На этот раз по соседству с кинотеатром «Аврора» поселился Дом книги. Да-да, вы не ошиблись: тот самый Дом книги, один из символов отечественной культурной столицы. Фирма, входящая в пятерку крупнейших книжных домов Европы, без всяких скандалов покинула знаменитое здание с глобусом на Невском, 28, которое занимала с 1919 года. Глава Комитета по печати и связям с общественностью Ирина Потехина и глава Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Сергей Ветлугин в своих прогнозах на редкость едины: «Книготорговцам здесь будет намного лучше!» Так ли это?..




Прошлый раз на Невском, 62, разбирали на сувениры кусочки алой ленты всего десять месяцев назад. Тогда с помпой праздновалось открытие второго по счету в северной столице гипермаркета «Плато». По экспертным оценкам, владельцы названной сети магазинов - ЗАО «Торговая фирма «ЛАК» - вложили в этот проект около 1,4 миллиона долларов. Все было хорошо, и вдруг... «Плато» из центра города по-тихому исчезло. Вместо плащей и сарафанов - томики Марининой и Голсуорси. Что случилось? Вопросов в этой истории больше, чем ответов.
«Бывших» на церемонии открытия нового Дома книги не было, имена их не произносились. Чиновники и народные избранники источали неумеренный пафос: «Событие, которого ждала вся читающая общественность Петербурга...» Руководители ТФ «Санкт-Петербургский Дом книги», в свою очередь, благодарили на все лады «родное городское правительство и лично...» По их признанию, на Невском, 28, и тесно, и неудобно, а тут - лепота! Правда, кроме общих слов, ничего услышать не удалось. Заявленная в программе мероприятия пресс-конференция не состоялась («Ну знаете, как это обычно бывает - не до того», - доверительно объяснили журналистам), а от эксклюзивных интервью первые лица книготорговли откровенно уклонялись. «Значит, есть что скрывать», - заметил кто-то из акул пера...
Дом на углу Невского и канала Грибоедова, выстроенный в 1902 - 1904 гг. для компании «Зингер», давно нуждается в реставрации. Проблема, как обычно, упиралась в деньги. Летом 1998 года, аккурат перед дефолтом, дом № 28 был отдан в аренду до 2047 года ЗАО «Петербургское агентство недвижимости» (ПАН). Коммерсанты обещали инвестировать в ремонтно-строительные работы 10 миллионов долларов, значительно увеличив при этом полезную площадь здания. Тогда передача государственной собственности (дом Зингера находится в ведении КУГИ администрации города) частной фирме вызвало бурю протестов. Целый ряд деятелей культуры обратились к губернатору Владимиру Яковлеву с открытым письмом, суть которого сводилась к лозунгу: «Отстоим Дом книги!» Но, как выяснилось, книготорговцы особенно и не просили защиты. Они спокойно согласились стать «подселенцами» у ПАН. Дело в том, что агентство обязалось Дом книги не ущемлять и предоставлять ему около 4000 квадратных метров площади здания на правах субаренды в течение всех 49 лет. Кроме того, договорились, что льготная «социальная» ставка (книжные магазины за аренду принадлежащих городу помещений платят только одну пятую от полного тарифа) сохранится за «самой большой книжной лавкой» до 2005 года. В то время как ПАН рассчитывается с городом по полной ставке. Впрочем, как заявила генеральный директор Дома книги Галина Самохвалова, сегодня возглавляемая ею фирма занимает в доме Зингера не более 1300 кв. метров.
Прошло пять лет. По некоторым оценкам, стоимость реконструкции дома Зингера с тех пор возросла в полтора, а то и в два раза: цены ползут вверх, здание ветшает день ото дня. Верхние этажи придется теперь восстанавливать «по кирпичику» - в столь плачевном состоянии они находятся. Для того чтобы начать, наконец, капитальный ремонт, пришлось Дом книги срочно перебазировать. Интересная деталь: при том, что здание на Невском, 28, как сообщили на церемонии новоселья, закроется на генеральную реконструкцию уже на днях, книжная торговля в этих стенах прекратится лишь к концу ноября. До зимы предприятие намерено работать на оба дома. В ответ на логичный вопрос: «Вы увеличили штат или прежний состав будет трудиться за двоих?» - коммерческий директор фирмы Любовь Пасхина замахала руками: «Зачем вам это?» - и ушла. Еще интереснее, что даже после обновления своего старого жилища книготорговцы не хотят терять и нового. Иными словами, впоследствии они планируют не только вернуться на Невский, 28, но и сохранить за собой площади в доме № 62 (около 2000 кв. метров). Как скажется такое «размножение делением» на розничных ценах - учитывая, что льготы на аренду Дом книги к тому времени утратит, - остается гадать. Кстати, на просьбу прокомментировать высказывание депутата ЗакСа Сергея Андреева, пообещавшего: «...здесь петербуржцы смогут купить дорогие книги по доступным ценам», руководство Дома книги отреагировало недвусмысленно: «Вот и обращайтесь к Андрееву! Мы - не благотворительная организация и торгуем, разумеется, с прибылью».
По сведениям из информированных источников, руководство фирмы «ЛАК» не собирается отказываться от аренды в доме по Невскому, 62. По одной из версий, площади, занимаемые ранее универмагом «Плато», отданы в субаренду «Петербургскому агентству недвижимости», у которого, в свою очередь, арендует эти помещения Дом книги. Кроме того, ПАН якобы предоставит фирме «ЛАК» на выгодных условиях соответствующие площади в отремонтированном доме №28. Так сказать, рокировка... В директорате «ЛАК» подтвердить либо опровергнуть эту информацию «Новой газете» отказались, посоветовав позвонить «дней через десять». В любом случае, вопрос встанет ребром не раньше чем через три года - столько времени понадобится на приведение дома Зингера в порядок. По предварительному проекту здесь появится современный универсальный торговый комплекс площадью около 9000 кв. метров.

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
фото ИНТЕРПРЕСС