Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Дорогой, уважаемый, милая, но не важно...

28 июля 2003 10:00

Сегодня Иосиф Бродский для местной интеллектуальной элиты - почти что Пушкин. Нужен ли в Питере монумент поэту - вопрос риторический. «Он должен вернуться сюда, и точка!» - уверено «читающее большинство».



На днях было торжественно объявлено о старте третьего тура конкурса на памятник Иосифу Бродскому. В финал вышли семь, по-видимому, гениальных - сообразно оригиналу - творений. Каждый проект привязан к конкретному месту в северной столице. Принять «нашего Иосифа» предстоит, очевидно, Васильевскому острову, где концентрация потенциальных площадок размещения шедевра особенно велика. Победителя объявят в октябре. Впрочем, оценки ряда экспертов далеки от оптимизма...
- Представленные работы можно разделить на две группы, - считает старший научный сотрудник Эрмитажа Аркадий Ипполитов. - Первая - это чугунные куклы, неотличимые от Городового и Бендера, вторая - монументы в стиле Пискаревки.
По версии руководителя отдела новейших течений Русского музея Александра Боровского, все проекты «ужасны»: «У тех, кто стремился к портретному сходству, получился «человек в очках». Это может быть с равным успехом и Свердлов, и Троцкий, и Каменев... Или просто Бухгалтер!» Вообще господин Боровский склоняется к тому, что скульптура не нужна, а лучший памятник поэту - «фонтан или скамья...». Но ни он, ни господин Ипполитов в состав основного жюри не входят. Вердикт будут выносить 18 человек, среди которых - сотрудники спонсирующего конкурс банка, директора крупных музеев, главные редакторы газет. А также главный архитектор Петербурга Олег Харченко и главный художник Иван Уралов (они-то, к слову сказать, и наводнили город «Бендерами»). Большинство этих людей при жизни Бродского в особой близости к нему замечены не были, как не знали его, за редким исключением, и авторы конкурсных работ. Может, потому и не выходит «каменный Иосиф»?
Устроители конкурса возражают: «С Пушкиным же никто из наших современников знаком не был. И что теперь - нельзя его изваять?..» Но Пушкин-то когда умер, а Бродский - всего ничего. Если предполагается некий обобщенный монумент Поэту - так и надо говорить, если конкретному индивидууму - наверное, все-таки должен быть хотя бы похож...
По какой-то роковой арифметике ровно четыре седьмых своей жизни Бродский провел в России и ровно три седьмых - в США. Возвращаться на берега Невы, как известно, категорически не хотел. Заметим, что в Нью-Йорке ни музея, ни монумента нашему земляку не намечается; квартиру, в которой жил Бродский, продают. Вдова Иосифа Александровича (с ней он познакомился во Франции и жил в Америке) формально входит в состав жюри и, как подчеркивают организаторы, «принципиальное благословение на памятник в Петербурге от нее получено».
Ничуть не менее интересно было бы услышать и мнение по эту сторону океана. Например - Андрея Басманова, сына Бродского и художницы Марины Басмановой - той самой «М.Б.», любовь к которой Иосиф пронес через все годы и невзгоды, которой посвящал самые пронзительные строки: «Ниоткуда, с любовью, надцатого мартобря, дорогой, уважаемый, милая, но не важно...» Но петербургских родственников поэта никто не спрашивает. «Бродский принадлежит не своей семье, а всему миру!» - обосновывают такую позицию «отцы» конкурса. В юридической фирме «Городисский и партнеры» «Новой газете» объяснили, что право гражданина на собственное изображение российскими законами прописано очень слабо. Увы, как сам человек, так и его наследники фактически не имеют права требовать каких-либо согласований на использование образа, если это не делается с коммерческой целью и не носит заведомо оскорбительного характера.
Между тем эйфория в преддверии грядущей встречи у памятника Бродскому нарастает. До 10 августа макеты наиболее удачных, с точки зрения жюри, изваяний будут доступны широкой публике в витрине одного из модных бутиков на Невском. Суждения «рядовых ценителей» обещают так или иначе учесть. А у творцов, по словам Аркадия Ипполитова, хочется спросить: «Вы действительно так любите Бродского и мечтаете его увековечить? Или вы хотите выиграть престижный конкурс?»

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА