Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

ЗСД недостроен

4 марта 2014 15:40 / Экономика / Теги: закс, экология

Петербургские депутаты увидели это собственными глазами

Работы по проекту Западного скоростного диаметра в части защиты окружающей среды не завершены. Такой вывод сделали депутаты питерского Заксобрания на выездном заседании экологической комиссии. То, что пытался донести до комиссии белоостровский активист Николай Родин на заседании 25 февраля, оказалось правдой. А представитель проектировщика Наталья Минина, утверждавшая в Мариинском дворце, что все завершено на сто процентов, – напротив, мягко скажем, ошибалась.

Более того, возникает серьезное сомнение в эффективности мер защиты, предусмотренных проектом, даже если бы они и функционировали полностью.

Дело-то было зимой!

Депутаты осмотрели гидроботанические площадки (ГБП) в районе Белоострова, а также ручей, протекающий под ЗСД, который должен быть защищен от опасных стоков с автострады ныне не существующей насосной станцией.

На месте парламентариев встретили представители генподрядчика, фирмы "Мостоотряд-19", а также сотрудник ОАО "ЗСД" Евгений Гусаров. Зная о цели визита депутатов, хозяева настойчиво пытались задержать их именно у гидроботанических площадок и начать осмотр именно с них, но депутаты первым делом все же прошли лишнюю сотню метров по жидкой грязи и встретились с безымянным ручьем. Этот ручей протекает под ЗСД, и еще два дня назад, как утверждает Николай Родин, образовывал "водный перекресток" с канавой, прокопанной вдоль ЗСД. Понятно, что убедить воду из ручья, что ей нужно течь в своем русле, а воду из канавы – что ей нужно течь строго на ГБП, не смешиваясь с ручьем, – довольно трудно. Поэтому стоки с ЗСД здесь впадали в водную систему реки Сестры.

Однако за прошедшие два дня строители "запломбировали" ручей с двух сторон – то, что работы проводились совсем недавно, ясно видно по свеженакиданным пластам глины, не успевшим ни замерзнуть, ни слежаться. Оказалось, что вода из отрезка канавы слева от ручья должна перекачиваться в кусок канавы справа при помощи насоса. Проектом для этого даже предусмотрена специальная насосная станция.

Как уверяют представители генподрядчика, построить ее не успели, потому что в зимний период это невозможно. Ведь дорога была сдана только 31 декабря 2013 года! Непонятно только, кто заставлял ждать именно до 31 декабря, чтобы построить насосную станцию. Разве нельзя это было сделать в течение тех летних периодов, что строился ЗСД? Ну а уж то, что Путин открыл дорогу еще в августе и всю осень она прекрасно эксплуатировалась, – и вовсе остается за скобками.

Фото

  • Фоторепортаж: «Депутаты проверили ЗСД»
  • Фоторепортаж: «Депутаты проверили ЗСД»
  • Фоторепортаж: «Депутаты проверили ЗСД»
  • Фоторепортаж: «Депутаты проверили ЗСД»
  • Фоторепортаж: «Депутаты проверили ЗСД»
  • Фоторепортаж: «Депутаты проверили ЗСД»
  • Фоторепортаж: «Депутаты проверили ЗСД»
  • Фоторепортаж: «Депутаты проверили ЗСД»
  • Фоторепортаж: «Депутаты проверили ЗСД»
  • Фоторепортаж: «Депутаты проверили ЗСД»
  • Фоторепортаж: «Депутаты проверили ЗСД»
  • Фоторепортаж: «Депутаты проверили ЗСД»
  • Фоторепортаж: «Депутаты проверили ЗСД»

Потемкинская помпа

Вскоре стала понятна причина, по которой представители ЗСД пытались задержать депутатов – работы по возведению потемкинской деревни не были завершены в срок. Прямо на глазах членов экологической комиссии рабочие дотащили до Безымянного ручья переносную помпу и принялись устанавливать ее, якобы для перекачки воды из левой части канавы в правую. Дожидаться, пока заработает помпа, парламентарии не стали, откупившись от принимающей стороны заключением: "Здесь все ясно".

По дороге к ГБП отметили, что канавы, по которым вода должна поступать на площадки для очистки, тоже недоделаны – большей частью они представляют собой просто ямы в земле, без специального покрытия.

Наконец, на самих ГБП, как и ожидалось, не оказалось и следов "высшей водной растительности", которая должна фильтровать опасные стоки. Представитель "Мостоотряда-19" вновь принялся убеждать, что не сезон, – зимой высадить растения было невозможно. И пообещал закончить все в марте-апреле. Такое ощущение, что работы на ЗСД начались 1 декабря 2013 года и были закончены ровно через месяц. Иначе что мешало высадить волшебный камыш, уничтожающий нефтепродукты, скажем, прошлым летом? Если же сделать этого не успели – как можно было сдать в эксплуатацию незаконченный объект?

А что происходит там, где нет упрямых активистов?

– То, что мы увидели на месте, соответствует презентации, показанной нам на заседании экологической комиссии 25 февраля Николаем Родиным, – поделилась с "Новой" впечатлениями депутат Марина Шишкина. – Проблемы есть: ЗСД не выполнил обязательства, не завершил все необходимые работы до сдачи объекта в эксплуатацию. При этом поразила агрессивная уверенность, с которой эти товарищи доказывали, что увиденные нами реальные проблемы – это что-то несущественное и все можно будет доделать потом. Нужно бороться с такой культурой сдачи объектов. Особенно тревожно, что мы видим: застройщик не заинтересован в том, чтобы все составляющие проекта работали так, как надо. Если он не встречает жесткого противостояния активистов – он не будет делать того, что положено. Можно представить, что происходит там, где бороться некому.

Председатель экологической комиссии Анатолий Кривенченко заверил, что весной депутаты проконтролируют окончание работ, чтобы убедиться: все запланированные мероприятия доведены до конца. Кроме того, депутат обратил внимание на существенный принципиальный недостаток ГБП – в зимний период они не работают вообще, даже если растения высажены. Между тем стоки с ЗСД продолжаются даже при минусовой температуре – что уж говорить о постоянных питерских от нуля до пяти градусов.

В ближайшее время депутаты обещают обсудить, какие именно меры реагирования нужно принять в данном случае. Скорее всего, будут направлены запросы в надзорно-контрольные органы: Природоохранную прокуратуру и Росприроднадзор, с тем чтобы они провели проверку и выяснили, каким образом Ростехнадзор принял в эксплуатацию незавершенный объект.