Где эта улица, где этот дом?
Во времена губернаторства Валентины Матвиенко было строго-настрого запрещено выдавать разрешения на строительство домов, если квартал, в котором они должны появиться, не имеет проекта планировки.
Тем не менее для некоторых строительных компаний были сделаны исключения.
В результате новоселы получили квартиры в домах с удивительными адресами.
В нашем городе есть два микрорайона, в которых можно устраивать соревнования по ориентированию. Один из них находится в Осиновой Роще, другой – в пушкинской Софии.
Оба возвели для семей военнослужащих. Действовали при этом с такой странной последовательностью: сперва построили дома с полноценными улицами, разделяющими кварталы, затем ввели их в эксплуатацию, а лишь спустя несколько лет дали официальные названия улицам.
В итоге получилось, что средняя общеобразовательная школа № 335 официально числится по Красносельскому шоссе, 14, корпус 3, хотя шоссе и школу разделяет целый квартал. А жилые дома с адресами: Юкковское шоссе, 6, корпуса 5, 6, 7, например, стоят в двух кварталах от этого шоссе.
Еще во времена Валентины Матвиенко было дано указание не выдавать разрешения на строительство новых зданий, если на квартал, в котором они должны появиться, нет проекта планировки территории (ППТ). Ведь этот документ позволяет учитывать интересы всех, кто живет на этой территории или имеет иную связь с ней. И именно этот документ фиксирует, где пройдут улицы, а где – внутриквартальные проезды.
Дорогой трудною
Среди строительных компаний, для которых сделали исключение, – Группа ЛСР Андрея Молчанова. Ее структура ООО "ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад" (бывшая Городская домостроительная компания) смогла убедить чиновников, и разрешения были выданы.
В итоге без утвержденного ППТ строился жилой микрорайон "Новая Охта" на Муринской дороге (документ был получен только нынешней весной), сейчас растут комплексы между Кушелевской дорогой, проспектом Маршала Блюхера, Лабораторным проспектом и Бестужевской улицей.
Повезло и ЛенспецСМУ. Эта компания смогла не просто обойти устное требование, но и… построить жилой дом прямо на трассе Гжатской улицы. При этом и КГА, и служба строительного надзора уверяли, что все законно.
По сегодняшней политике КГА присваивать названия существующим и будущим улицам в местах активного строительства можно только при условии, что на территорию разработан проект планировки. А если вовремя не дать улицам наименования, то органу государственной инвентаризации – в Петербурге это ГУИОН – придется (как и в случае с Осиновой Рощей и Софией) присвоить адрес по существующим магистралям. И как потом жильцам объяснять дорогу к такому дому?
Дома по Муринской дороге
На последнем заседании топонимической комиссии, которое состоялось в декабре минувшего года, был поднят этот вопрос. По просьбе ЛСР необходимо было присвоить имена трем новым улицам в Новой Охте.
Это проспект вдоль Кольцевой автодороги, а также две улицы, соединяющие его с Муринской дорогой. Но вот беда: ППТ на тот момент не было.
И поэтому из-за дедлайна новостройкам, которые сдаются в нынешнем году, присвоят адреса по Муринской дороге как по единственной магистрали, которая имеет название. Разумеется, с длинными корпусами. А потом, когда Смольный все же утвердит названия (а они уже известны: проспект Маршака, улицы Корнея Чуковского и Даниила Хармса), исправить ненаходимый адрес будет уже практически невозможно – таковы наши законы.
С заявлением о смене адреса в ГУИОН может обратиться только собственник; представляете, сколько их в жилой высотке? Если они не могут зачастую договориться о замене стояка, то разве удастся получить согласие большинства на изменение адреса?
В квартале на Кушелевской дороге и проспекте Маршала Блюхера строит не только ЛСР. Там участки приобрели и другие крупные компании, например Росстройинвест и Центр долевого строительства. Некоторые сдадут в 2014 году, а некоторые – в 2015-м. И они получат неудобные адреса.
Еще одна очень проблемная ситуация с территорией между Петергофским шоссе, проспектом Буденного, поселком Володарским, железной дорогой на Ломоносов и Сосновой Поляной.
По генплану там намечены сразу три магистрали – трасса к новой развязке с КАД, продолжение проспектов Ветеранов и Народного Ополчения. Но назвать их нельзя, поскольку нет ППТ, хотя дома там появляются уже не первый год. В итоге новостройкам дают адрес по единственной существующей в округе дороге – Петергофскому шоссе.
Например, два сданных в прошлом году жилых дома получили адрес Петергофское шоссе, 78, корпуса 7 и 10, притом что от них до этого шоссе больше полукилометра. А коттеджи еще дальше прописаны по Петергофскому шоссе, 76, корпуса 26, 27…31.
Хотя улицы имеют названия в честь деятелей, отличившихся на Северной войне, дома на них числятся по Приозерскому и Юкковскому шоссе
Назвать впрок
Тут надо рассказать о существующей в Петербурге процедуре присвоения названий. По идее, топонимическая комиссия должна заседать каждые полгода. Но власти ее не жалуют. Например, в 2013 г. она собралась только один раз. А вот когда губернатору Полтавченко понадобилось отметиться перед фанатами Виктора Цоя и присвоить его имя скверу, комиссию созвали внепланово и оперативно летом 2012-го.
После утверждения названий начинается долгая процедура их согласования всеми ведомствами. Она занимает около полугода, иногда дольше. В топонимической комиссии говорят, что ускорить этот процесс нереально. Ведь даже если придумать названия впрок, присвоить их без ППТ не удастся. А порой проезды, которые реально существуют, разработчики проектов планировки вдруг относят к внутриквартальным либо вообще… убирают.
Например, только недавно получившие названия Новобелицкая и Добрушская улицы в Сосновой Поляне оказались внутриквартальными проездами, и теперь Добрушскую придется упразднить, а Новобелицкую сократить.
А вот в Усть-Славянке проектом планировки не предусмотрено сохранение Славянской улицы вдоль берега Невы – вместо нее будет зеленая зона или песчаный пляж.