Наш генплан
Изменение «инвестиционной раскраски» может стать общим делом всех петербуржцев.
С 28 мая по 4 июня во всех районах города будут проходить обсуждения проекта изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга (график слушаний можно посмотреть здесь ). Может ли простой неравнодушный петербуржец разобраться в том, хорошо это или плохо — по крайней мере, для него и для того места, где он живет? А тем более как-то повлиять на ситуацию?
Об этом Александр Карпов, руководитель ЭКОМ, рассказал на встрече, организованной «Красивым Петербургом» в образовательном центре ChangeLab. Послушать эксперта собралось множество городских активистов, которых волнуют самые разные проблемы: развитие велоинфраструктуры, реконструкция исторического центра, возможное строительство города-спутника Южный, пробивка новых улиц в старых кварталах и, наоборот, планирование новых районов без пробивки улиц и т. п.
Публичные слушания не для публики
Для начала Александр Карпов обратил внимание на то, что нынешние изменения в генплан для всех нас — генеральная репетиция. В 2016 г. будет приниматься новый генплан, который будет действовать до 2036 г. Если хорошенько потренироваться на грядущих сейчас изменениях, это позволит активным горожанам выступить во всеоружии через два года.
«Процесс перестройки города постоянный, он никогда не прекратится», — отметил эксперт.
Есть в изменениях генплана и политический момент: слушания пройдут через пару недель, но рассмотрение изменений в Законодательном собрании начнется только осенью, после муниципальных и, возможно, губернаторских выборов 14 сентября. Видимо, это делается специально, чтобы такой сложный вопрос не нагнетал обстановку перед выборами.
«Когда вы придете на публичные слушания, вы не найдете ни одного ответа на вопросы, которые вас интересуют, — приподнимает завесу тайны Александр Карпов. — Вы увидите разноцветные картинки. Но понять, что здесь к чему, без подготовки совершенно невозможно. Публичные слушания по генплану не приспособлены для публики совершенно. Попытаемся же расшифровывать иероглифы, предоставленные правительством (скачать приложения 1–12 можно по ссылке).
Генплан составляется в соответствии с Градостроительным кодексом и состоит из трех больших частей. Первая — текстовая — самая легкая для восприятия и, по мнению Карпова, абсолютно бессмысленная, потому что фактически не реализуется.
Вторая часть — это приложение 2. Карты-схемы, на которых город разбит на функциональные зоны. Каждый цвет символизирует функцию. Правда, увидеть здесь, какие именно изменения вносятся, вы не сможете — здесь только окончательная картинка генплана, каким он станет, если все поправки будут приняты. Чтобы определить, что именно планируется к изменению, нужно сравнивать эти карты с действующим генпланом. На первый взгляд, именно здесь зарыта собака, но эксперт предостерег от фокусирования внимания только на этих схемах.
Потому что есть еще третья часть, приложения с 3-го по 12-е — схемы размещения основных объектов капитального строительства. Они-то, по мнению Карпова, представляют сейчас наибольший интерес, так как именно там «зашиты» наиболее болезненные для нас проблемы: где будет дорога, а где нет, где построят мост или станцию метро, где появятся, а где исчезнут зеленые зоны и т. п.
«Я не знаю другого способа вникнуть в эти картинки, кроме как глубокая медитация, — поделился опытом эксперт. — Сидишь смотришь, смотришь, и вдруг тебя озаряет. Например, я долго смотрел на территорию большого порта — прежде чем заметил, что там не нарисован знаменитый остров Кривая дамба. Значит, его все-таки собираются уничтожить? Над вашей территорией, где вы живете и все мели знаете, медитировать будет легче. Главное — не оставлять попыток».
Кто виноват?
Например, внимательное рассмотрение приложения 4 (Улично-дорожная сеть) поможет обнаружить, не запланирована ли новая дорога в непосредственной близости от вашего дома. В неприятной ситуации могут оказаться в первую очередь жители новых домов: например, они покупают квартиру в симпатичном квартале среднеэтажной застройки, даже не подозревая, что в паре десятков метров от их дома давно запланировано строительство гигантской развязки — такие случаи бывали.
Активисты уже обратили внимание на то, как неграмотно спланировано транспортное решение по выборгской железнодорожной ветке, по которой сейчас ходит «Аллегро». Предполагается построить пять автомобильных переездов над железной дорогой — вместо того чтобы просто поднять саму железку на второй уровень. Это было бы и эффективнее с точки зрения городского планирования, и намного дешевле — вот только на строительство развязок деньги нужно брать из городского бюджета, а на подъем «Аллегро» — из федерального. А значит, у этих строек совершенно разные интересанты…
«Нужно понимать, что генплан — это не игра-раскраска, а план бюджетных (в первую очередь) инвестиций, отраженный в карте, — разъяснял Карпов. — Это то, от чего КГА упорно открещивается: они не хотят показать ни одной цифры, касающейся стоимости решений генплана».
Итак, вопрос генплана — это вопрос крупных инвестиций, вопрос стратегических направлений, в которые собирается вкладываться город. Но беда в том, что разработчики не всегда используют адекватные инструменты принятия решений.
«У них нет стратегии — вернее, они имеют нечто, что они считают стратегией, но, по сути, оно таковой не является, — уверен эксперт. — Например, некоторые вещи тащат в генплан с 30-х годов прошлого века. Без каких-либо обоснований, просто потому, что оно там всегда было».
Фактически под предлагаемую корректировку генплана не заложено никакого технико-экономического обоснования. То есть решения о том, какие именно изменения вносить в «раскраску», принимаются исходя из интересов текущего момента. Правда, под генплан 2016 года собираются разработать хотя бы Комплексную транспортную схему. Беда только в том, что для ее качественной разработки нужно дополнить транспортную модель города блоком общественного транспорта — а его нет и не предвидится. Вот автомобильные модели есть, целых три, а общественного транспорта — нет. Значит, получается, и транспортная схема будет разработана с учетом одних только автомобилей, а общественный транспорт снова будет лишь ее дополнять. Результатом станет еще большее отдаление Петербурга от современных европейских стандартов зеленого города.
Так откуда же берутся поправки в генплан, если за ними не лежит какой-то хорошо продуманной стратегии? Оказывается, предложения на комиссию по подготовке изменений в генплан могли вносить любые организации, как комитеты, так и любые коммерческие ООО. С протоколами заседаний этих комиссий можно ознакомиться на сайте Комитета по градостроительству и архитектуре. Активисты разобрали, в каком из протоколов содержатся рассмотрения каких районов (см. свод по протоколам.xls), чтобы жителю, скажем, Красногвардейского района достаточно было просмотреть четыре протокола, а не все тридцать. Здесь вы наконец-то сможете прочитать, кто, в каких границах и что же именно предлагал изменить — и были ли эти поправки приняты комиссией.
Что делать?
Наконец, возникает главный вопрос: что же со всем этим делать неравнодушным петербуржцам? В первую очередь — проанализировать планируемые изменения и подумать, хороши они или плохи (см. Справку). Во-вторых, можно посмотреть в протоколах, какие поправки по вашему району были отклонены комиссией — может быть, они содержат немало полезного?
После этого имеет смысл подготовить вопросы к слушаниям и ваши проекты предложений. Предложения могут быть трех типов:
1. Что-то вносится — и мы предлагаем это отменить (если поправка явно вредная).
2. Что-то вносится — и мы предлагаем это изменить (если с поправкой можно работать).
3. Мы предлагаем что-то свое, новое, чего, как нам кажется, не хватает генплану.
Конкретные поправки лучше всего выполнять как в виде карты, так и в словесном описании. Самое сложное — снабдить их правильным обоснованием (лучше всего основываться на градостроительных нормативах, но такая работа подчас не каждому профессионалу под силу). Примеры обоснований можно увидеть в протоколах. Подать поправки можно будет как на самих публичных слушаниях, так и в течение четырех дней по их окончании в районную администрацию.
Важно, что пробиваться к микрофону на общественных слушаниях не обязательно: факт вашего выступления не добавит ничего существенного к вашей поправке. Говорить вслух имеет смысл, только если вы хотите задать какой-то вопрос… ну или по политическим мотивам.
Дальше ваши поправки вместе с предложенными ранее изменениями должны попасть на рассмотрение профильной комиссии в ЗакСе. Комиссия разобьет их на три кучки: нереальные (их депутаты, скорее всего, отклонят пакетом), проходные (их также рассмотрят пакетом, но, наоборот, примут) и спорные (которые будут обсуждаться каждая по отдельности).
Чтобы ваша поправка попала в правильную кучку, полезно организовать кампанию в ее поддержку. Например, собрать за лето несколько тысяч подписей и отправить их в ЗакС (заметим, что подписи не нужно собирать прямо к слушаниям — на этом этапе не важно, сколько человек поддерживает то или иное предложение). Также некоторые поправки могут оказаться неплохими предвыборными козырями для кандидатов в муниципальные депутаты на выборах 14 сентября.
Это наш город — давайте сами решать, каким ему быть.
Архивы с вносимыми изменениями можно изучить здесь.
С отдельными приложениями можно ознакомиться по ссылкам: