Народная поправка
Питерские активисты вступили в борьбу за генплан для жителей, а не для чиновников.
Месяц назад во всех районах города прошли слушания по генплану. Случилось неслыханное: петербуржцы не просто разобрались в его хитросплетениях, но и подали сотни грамотно оформленных и аргументированных поправок. Пока неизвестно, какая часть из них будет принята, но главную победу — над собственной инертностью — мы уже одержали.
Обзор народных поправок и обсуждение дальнейшей стратегии состоялись под эгидой «Красивого Петербурга» в образовательном центре ChangeLab.
Как спасти Таицкий водовод
Поправки, внесенные петербуржцами на слушаниях, можно разделить на две группы. Первые разрабатывались, чтобы защититься от очередных грандиозных инициатив власти или бизнеса, чаще всего — чтобы сохранить зеленые насаждения. Вторые предлагают конкретные позитивные изменения, показывая те направления развития, которые действительно нужны городу.
Среди «защитных» поправок оказались и направленные на сохранение парка «Малиновка» и Кондакопшинского болота.
Защитники «Малиновки» предложили не принимать поправку о сокращении площади парка. «Митрополитом и администрацией Красногвардейского района была подана поправка 195, о том, чтобы перевести в центре парка зону Р2 (скверы и парки) в зону Д (деловая застройка), — рассказала Марианна Алферова из инициативной группы, выступающей за сохранение парка. — Хотя там ничего не построено и срок постановления правительства о предоставлении этого участка под строительство истек».
Но, по словам Алферовой, это еще полбеды: в проекте генплана, представленном на слушаниях, поправка 195 внезапно выросла, захватив часть парка, выходящую к пр. Косыгина. Каким образом получилось так, что комиссия КГА рассматривала одну поправку, а на слушания вышла другая, расширенная, ни один чиновник пока активистам пояснить не смог.
Эксперт Законодательного собрания Александр Карпов пообещал довести эту информацию до вице-губернатора Марат Оганесяна.
Защитники Кондакопшинского леса от города-спутника Южный предлагают перевести всю территорию, занимаемую лесоболотом, в зону А — федеральные акватории. И таким образом вывести из оборота городских земель. Однако остается возможность компромисса: ЗакС может изменить поправку и обозначить Кондакопшинское как Р1 (городские леса). Это может быть выгодно ряду чиновников, так как позволит на бумаге улучшить ситуацию с городскими лесами, площадь которых в Петербурге неуклонно сокращается год за годом.
Также пушкинские активисты предложили выделить в зону Р4 (дворцово-парковые комплексы и исторические парки) всю трассу Таицкого водовода.
«Водовод на генплане сейчас разрывается улично-дорожной сетью, — рассказывает Александр Беляев из Гражданского объединения Пушкинского района «Гражданин Пушкин». — И хотя в месте разрыва он проходит под землей, при строительстве дороги его, скорее всего, перебьют, так что восстановить водоснабжение по водоводу будет уже невозможно при всем желании».
«Выделить Таицкий водовод в зону Р4 — великолепная идея, — согласен Александр Карпов. — Таким образом, над ним можно будет построить дорогу, но с учетом ограничений, корректно. Кстати, восстановление исторического водовода может иметь экономический эффект: сейчас пруды Екатерининского парка наполняются водопроводной водой, что недешево».
Нашли звезду
За создание зеленых зон борются жители Парголова, где бездумная застройка «Северной долины» грозит превратить некогда приятную для проживания территорию в каменные джунгли. Они предложили ряд поправок, переводящих зоны, отведенные для высокоэтажной и среднеэтажной жилой застройки (3ЖД и 2ЖД) в Р2 — парки.
По словам Александра Карпова, союзником в деле принятия этой и других поправок, связанных с появлением зеленых насаждений на активно застраиваемых территориях, должны стать недавно принятые Региональные нормативы градостроительного проектирования. По РНГП на каждого человека полагается 6 кв. м скверов и парков, а «при комплексном освоении территорий» до 2025 г. — не менее 16 кв. м. Так как эти нормативы при строительстве новых кварталов практически никогда не соблюдаются, такой аргумент может стать прекрасным подспорьем при обосновании поправок в генплан.
Восторг собравшихся вызвало предложение сохранить небольшой парк в районе Юкковского шоссе, о котором рассказала активистка из Парголова Любовь Дюве. Дело в том, что деревья в этом парке, если смотреть сверху, высажены в форме звезды. Об этом чудесном объекте садово-паркового искусства, как оказалось, до сих пор мало кто знал за пределами ближайших кварталов, включая многих городских экспертов-градостроителей. Несмотря на это, сейчас территория парка «Звезда» отведена под многоэтажную застройку; парголовцы предложили поменять функциональную зону с 3ЖД на Р2.
О необходимости защитить охранную зону Пулковской обсерватории рассказал активист Александр Шумилов. В соответствии с распоряжением совнаркома 1945 года в радиусе трех километров от обсерватории запрещено крупное строительство, несмотря на это, в предыдущей версии генплана там появились зоны 2ЖД и 3ЖД. Более того, недавно заключено соглашение о выделении застройщику 240 га прямо в сердце охранной зоны. Поправки защитников обсерватории сводятся к тому, чтобы перевести опасную 2ЖД в Р2.
Прояснить с мусором
Среди позитивных предложений петербуржцев большую часть занимали транспортные вопросы. Сразу несколько человек обратили внимание на необходимость как-то исправить ситуацию в Невском районе, где ведется масштабное строительство, но при этом не запланировано должной инфраструктуры.
Отдельным блоком идут поправки о развитии велосипедного транспорта. Сразу несколько активистов в разных районах города предложили вести в генплан новое приложение, посвященное исключительно прокладке велосипедных трасс. В первую очередь на нем нужно будет обозначать предполагаемые проколы линейных объектов (железных дорог, магистралей, рек), которые не позволяют проложить велосипедные маршруты.
Наталья Телешевская рассказала о поправке, внесенной группой «Петербург без мусоросжигания». Сейчас в генплане любой мусороперерабатывающий завод обозначается специальным значком. Но дело в том, что переработка мусора по российским законам может включать в себя и его сжигание. А переработка со сжиганием и без такового — это две большие разницы с точки зрения вреда для здоровья жителей и охранных зон. Поэтому активисты предложили для двух таких разных ситуаций пользоваться в генплане двумя разными значками.
В ближайшие месяцы петербургские активисты будут продвигать свои поправки, собирая подписи и направляя в КГА и профильную комиссию Заксобрания дополнительные обоснования. Рассматриваться изменения в генплан будут в октябре. Однако не стоит забывать, что этот процесс — лишь репетиция. Срок действия нынешнего генплана оканчивается в 2016 году, а значит, в течение 2015-го должен быть разработан и принят новый генплан. Судя по тому, какую активность уже проявили горожане, они собираются принять самое деятельное участие в его создании.