Весь психоанализ в одном учебнике
Восточно-европейский институт психоанализа готовит к выпуску первый российский учебник по психоанализу. О работе над этим уникальным изданием рассказывает профессор Михаил Решетников, ректор ВЕИП.
– Хочу вам напомнить ваши же слова, сказанные мне около десяти лет назад: «Учебника психоанализа нет, были несколько неудачных попыток его создать. И это естественно, потому что такого учебника быть не может»…
– Только очень глупые люди никогда не меняют своего мнения. Десять лет назад я, например, был пессимистически настроен против дистанционного обучения психологов, пока не понял, что за ним будущее. Когда мне года полтора назад одно уважаемое издательство предложило сделать учебник психоанализа, я поначалу отнесся к этому скептически. Мне сказали: «Найдем другого автора». Но у кого, кроме нашего института, в котором обучение психоанализу идет уже больше двадцати лет, мог накопиться такой опыт, чтобы выполнить эту работу качественно? И я согласился. В авторский коллектив вошли практически все ведущие профессора и преподаватели нашего института, мы все написали по несколько глав. Постарались изложить все предельно простым, понятным и единым языком. В этом главное отличие нашего учебника от существующих монографий и от предшествующих попыток и российских, и западных авторов, которым пока не удавалось изложить психоаналитические идеи так, чтобы они были понятны любому образованному человеку. У меня уже есть предложение о переводе нашего учебника на английский.
– Готовите учебник для будущих психоаналитиков?
– Нет, мы предлагаем базовый курс психоанализа для студентов психологических и других гуманитарных вузов. В психоаналитических институтах каждая из тем учебника читается в многократно большем объеме. Психоанализ уже давно имплицирован в психологию, философию, социологию, культурологию, но понимание и уровень преподавания его, мягко говоря, оставляют желать много лучшего. Сейчас даже школьники рассуждают об эдиповом комплексе, а что с этим делать, как его адекватно преодолевать, не травмируя психику ребенка, знают единицы.
– В чем отличие психоанализа от психологии?
– Психоанализ – часть психологии, но академическая психология изучает преимущественно внешние психические процессы: память, внимание, мышление и поведение людей – то, что проявляется на социальном уровне в общении и именуется объективным. Психоанализ исследует глубинные механизмы принятий решений, переживаний, преодоления обид, чувства унижения, сомнений, горя. Не то, как человек мыслит или действует, а почему он мыслит и действует именно так, часто – в ущерб себе: есть такой феномен навязчивого повторения одних и тех же решений личности, когда человек осознает, что делает ошибку, но вновь и вновь ее совершает. Помимо «объективного» – предмета изучения академических психологов – у нас есть множество субъективных переживаний, сновидений, чувств, которые мы не можем или не хотим предъявлять другим, но они не менее важны для нас. Этим занимается психоанализ. И это особенно важно знать специалистам, когда они сталкиваются с развитием патологических характеров, неврозов, более тяжелых психических расстройств. Особое внимание в психоанализе уделяется детскому развитию, когда закладываются основы психики, поэтому учебник будет полезен всем, кто имеет или собирается иметь детей.
– Это будет объемный труд, который свалится на головы и без того перегруженных студентов?
– Учебник будет достаточно компактным и при этом богато иллюстрированным. С биографиями десятков выдающихся ученых: Фрейда, Юнга, Лакана; примерами случаев из практики психоаналитиков: в чем особенность работы с депрессиями, психическими травмами, неврозами, психозами. Одна их частей будет содержать главы, посвященные психоанализу культуры, человеческой агрессии и особенностям массового поведения. Старались, чтобы знакомство с учебником было приятным и полезным для любого образованного человека. Надеемся, к концу этого года он уже будет издан.
На правах рекламы