Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Кампания, которой нет

3 сентября 2014 17:20 / Политика

До губернаторских выборов осталось две недели, но ничего похожего на губернаторскую гонку в городе не наблюдается

Георгия Полтавченко стабильно пиарят в теленовостях — он то в дацане, то на хлебозаводе, то в детском саду. А его конкурентам даже лень отыграть спектакль под названием «выборы» — неровен час получить больше одного процента — заподозрят в нелояльности.

После того как депутата Госдумы Оксану Дмитриеву не пустили на выборы, интрига исчезла — реальных конкурентов у Полтавченко не осталось. Соперниками врио губернатора стали депутаты ЗакСа Ирина Иванова (КПРФ) и Константин Сухенко (ЛДПР), пенсионер Тахир Бикбаев («Зеленые») и бизнесмен Андрей Петров («Родина»).

Когда журналисты прямым текстом написали, что выборов в Петербурге не будет, Георгий Полтавченко заявил: «Некоторые СМИ, некоторые так называемые оппозиционеры, так называемые аналитики, забыв элементарное чувство порядочности и такта, кандидатов в губернаторы Санкт-Петербурга называют всякими уничижительными эпитетами. А ведь каждый из них достойный человек. Я считаю, что негоже, не по-петербургски людям, мнящим себя выразителями общественного мнения, так, мягко говоря, некультурно себя вести по отношению к достойным людям».

Но фактически единственное, о чем переживают в штабе Полтавченко, это явка. Ведь 80% Полтавченко при 20%-ной явке будет смотреться как минимум грустно. Бюджетников просят голосовать за кого угодно, только приходите на участки.

Несмотря на то что агитации практически никакой не ведется — разве что редкие баннеры с Полтавченко, Петровым и Сухенко, врио губернатора уже потратил на пиар почти 12 миллионов рублей. Петров — 3,26 млн, Иванова — 1,2 млн. По состоянию на конец августа Тахир Бикбаев потратил на агитацию лишь 50 тысяч рублей.

Корреспондент «Новой» побывала в штабах кандидатов — бурной работы там не заметно. Если у Ивановой, Сухенко и Петрова наблюдаются хоть какие-то агитационные материалы, то у Бикбаева нет ничего — говорит, что есть еще время, да и стратегия у них такая — не замыливать глаза. Кстати, ролики Полтавченко, Петрова и Ивановой, которые показывают на огромных экранах в центре города, идут в одном блоке. Похоже, что никто не хочет в этой кампании тратить деньги.

Политологи, которые участвовали в предыдущих выборах губернаторов, на вопросы о шансах кандидатов и вероятности второго тура хохочут: «Никаких выборов нет».

«Есть переназначение, которое пытаются замаскировать под выборы, — говорит политтехнолог Владимир Большаков. — Явка даже в случае мобилизации будет низкой, потому что Петербург не Мордовия и не Чечня. Здесь живут люди, которые в клоунаде участвовать не будут». О конкурентах градоначальника политтехнолог говорит не без сарказма: «Да упаси бог, чтобы они набрали больше одного процента, они же сами этого боятся, потому что действующая власть может посчитать, что они нелояльны ей».

По мнению политтехнолога Евгении Флеровой, работавшей когда-то с губернатором Владимиром Яковлевым, рейтинг врио «липа и лажа».«Никогда рейтинг Полтавченко не был сильно выше 40%. Могу предположить, что сейчас он составляет около 35%, — анализирует эксперт. — "Эпицентр" (агентство, по данным которого у Полтавченко почти 73% поддержки.— Ред.) сообщает о 4000 опрошенных, но обычно даже по России не берут выборку больше полутора тысяч человек. К тому же респондентов не спросили, проголосовали бы они за Дмитриеву, если бы она участвовала. Могу предположить, что опрос и вовсе не проводился».

Флерова характеризует губернаторскую и муниципальную кампанию как «исключительно глупую, подлую и аморальную». Она настаивает, что «эти выборы неадекватны Петербургу, они как никогда вульгарны» и «здесь даже клевета вульгарна».

Что касается миллионов, якобы выпотрошенных на пиар Полтавченко, то, судя по тому, что наблюдает политтехнолог, «никаких миллионов штаб Полтавченко на кампанию не тратил». «Да и не нужно ему тратить миллионы, учитывая, что все новостные выпуски забиты сюжетами о том, как Георгий Сергеевич объезжает свои владения, — резюмирует она. — Что касается роликов всех кандидатов, то над ними можно лишь смеяться: абсолютно непрофессиональные, серые, безликие, убогие и неграмотные (в том числе с точки зрения русского языка)».

Политологу Александру Конфисахору спектакль под названием «Выборы в Петербурге» тоже не нравится: артисты лениво играют спектакль, им это настолько приелось, что они не могут дождаться, когда же будут аплодисменты и опустится занавес. «Кандидаты играют на тройку с жирным минусом. Лишь затем, чтобы режиссер не особенно ругал», — язвительно добавляет собеседник «Новой».

«Что касается кампании в целом, о которой вы говорите, то трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет — губернаторской кампании нет, ее никто не ведет. Оппоненты Полтавченко наберут проценты в рамках статистической погрешности, за них проголосуют их друзья, родственники, собутыльники, — резюмирует Конфисахор. — Это полная дискредитация избирательной системы».

Злятся, что самих не пригласили

Сами кандидаты с маститыми политтехнологами не согласны. Коммунистка Ирина Иванова, по ее словам, старается, встречается с людьми, ее креативщик — известный художник Игорь Петрыгин-Родионов. «Как можем, так и делаем. Скоро получим вторую партию моих агитационных материалов. У меня прекрасная команда. Мне нравится, как они работают, — говорит она. — Для политтехнологов интрига, вероятно, заключается в скандалах. Я не скандальный человек».

Сухенко понимает, какой интриги жаждут политтехнологи, но, по его мнению, понятно, почему «власть не пошла на полномасштабные дискуссии»: изменилась международная ситуация, сейчас не время спорить и «нагнетать напряжение в одном из крупнейших городов».

По словам элдэпээровца, команда у него петербургская — всего несколько человек. С критикой на свой агитролик он ознакомился (в фейсбуке это активно комментировали), однако считает, что выжал из себя максимум.

Его расстраивает, впрочем, не столько критика агитации, сколько реакция общества, посчитавшего, что раз Дмитриева в выборах не участвует, то и выборов никаких нет: «Может, с ней было бы интереснее, но с чего все решили, что все кончено. Для кого я работаю столько лет?»

Начальника избирательного штаба Полтавченко Виктора Лобко критика политтехнологов не расстроила, скорее разозлила. Он полагает, что ругают их по одной из двух причин: либо они не следят за кампанией, либо злятся, что их самих не привлекли к ней. По его словам, победу врио губернатора куют 63 человека — все они петербуржцы.

«Наша задача — довести до сведения избирателей информацию о выборах и нашем кандидате. Делаем это в основном силами наших доверенных лиц — всего 540 человек. Они общаются с избирателями и получают их наказы, вопросы, — сообщил он. — Так что если те господа, которые дают нам такие оценки, не в курсе нашей кампании, то это не значит, что ее нет».

— На сколько процентов вы уверены в победе Георгия Сергеевича?

— Я не гадалка, поэтому гадать не буду. Я верю в победу нашего кандидата.