Фрагментарная память
Компания Александра Вахмистрова предлагает оставить от блокадной подстанции «фрагмент фасада», ветераны и эксперты настаивают на полном сохранении здания – символа беспримерного мужества
Защитники легендарной подстанции на Фонтанке представили журналистам подготовленные группой ЛСР «компромиссные» варианты превращения памятного здания в апарт-отель. Компромисс по-вахмистровски сводится к размещению мемориальной доски на огрызке вживляемого в мертвый массив отеля кусочка стены подстанции. Два из трех наскоро отрисованных варианта согласованы автором проекта «реконструкции» Юрием Земцовым, выказавшим свою готовность к компромиссам посредством отмежевания от вопиюще нелепого третьего варианта (диагностируемого как перелом со смещением).
Очевидно, Георгий Полтавченко не видит большого греха в такой расчлененке живого мемориала, у которого из года в год продолжают собираться те, кто поддерживал дыхание города в страшные дни блокады. И те их потомки, что хранят память о ней в своем сердце, не нуждаясь в казенных уроках патриотизма.
На пoданнoм губернатoру письме кoмпании-инвестoра начертана рукoй Геoргия Сергеевича резoлюция: «Оганесяну М. М. Проработать вариант сохранения фрагмента подстанции (с установлением на нем мемориальной доски) в общем архитектурном решении возводимого объекта, как это предусмотрено законодательством. 13 марта 2014 г.».
Но закавыка-то в том, что законодательством (как федеральным – № 73, так и городским – № 820-7) подoбное не предусмотрено вовсе – никакие новые объекты в охранной зоне строить нельзя. И корявая попытка выдать сооружение элитной многоэтажки на костях подстанции за ее реконструкцию не должна соблазнять чиновников на компромиссы с законом.
Куда менее чутко оказалось ухо градоначальника к обращениям ветеранов. Строки из коллективного письма участников войны и блокадников к Г. С. Полтавченко процитировала зампредседателя совета ветеранов Дворцового МО Лариса Михайловна Мичурина: «Нас с каждым годом все меньше, а к нашему голосу власти не хотят прислушиваться…» Поделившись воспоминаниями о пуске трамвая в марте 1942-го, Лариса Михайловна заключила: «Для блокадников очень важно сохранить эту Подстанцию».
О днях осады Ленинграда вспоминал и Михаил Мильчик – едва ли не единственный из членов Совета по сохранению культурного наследия свидетель выхода на улицы осажденного города первого трамвая (апрель 1942-го), ток которому дала именно подстанция на Фонтанке. Для истощенных людей этот трамвай стал символом того, что город выстоит, и предвестником победы. «В центре не так много сохранившихся свидетельств блокадного мужества, – подчеркнул эксперт. – Губернатору следовало бы назначить комиссию и выяснить, кем согласован проект строительства на месте Подстанции». Обратясь к другой недавней истории, касающейся Конюшенного ведомства, где под видом реставрации разрешили и перепланировку, и сооружение мансард, и устройство подземного паркинга, Михаил Исаевич предложил возложить компенсацию понесенных инвестором затрат на лиц, непосредственно виновных в должностном преступлении. Аналогичным образом следовало бы поступить и с «согласователями» противозаконной документации пo подстанции на Фонтанке.
На сегодня ее статус все еще не определен – КГИОП пока не вынес решения по выполненной петербургским ВООПИиК экспертизе, хотя срок ее рассмотрения вышел. Депутат Алексей Ковалев напомнил: руководство города вправе отказать выявленному памятнику в охранном статусе на стадии включения в реестр (как это недавно сделала администрация Тверской области в отношении 45 выявленных объектов культурного наследия в Торжке). И призвал не терять бдительности и продолжать оказывать общественное давление на петербургские власти.
«Рано или поздно справедливость восторжествует, и Подстанция займет свое место в реестре памятников истории и культуры, – убежден зампред Петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов. – Вне зависимости от затягивания КГИОП процедуры рассмотрения историко-культурной экспертизы, любые попытки инвестора выдать новое строительство в охранной зоне за реконструкцию – это нарушение действующего законодательства».
Сохранить старые стены и вдохнуть в них новую жизнь, отдавая должное памяти о подвиге ленинградцев, готов Государственный цирк на Фонтанке. Его директор Сергей Важенин сообщил, что уже обратился к губернатору с просьбой передать принадлежащее городу пустующее здание. Оно ближайший сосед реставрируемого сейчас цирка, его планировка (с высотой потолка шесть метров) подходит и для размещения репетиционного и выставочного залов, цирковой школы, и для административных целей. Кроме того, здание могло бы стать местом встреч ветеранов, использоваться для памятных мероприятий. «Мы готовы рассматривать любые предложения по обеспечению мемориальной функции подстанции с безусловным сохранением наружного облика и внутренних помещений», – заверил господин Важенин.