Место сошествия святого духа обнесли забором
В сквере около станции метро "Ломоносовская" появился синий строительный забор. За забором сложены доски и поставлена строительная бытовка. Забор находится в зоне участка, выведенного из зоны зеленых насаждений под строительство церкви Сошествия Святого Духа.
Проект строительства церкви ("воссоздания", как говорят ее сторонники) в сквере перед станцией метро развивается уже давно, но лишь год назад вступил на путь градостроительных согласований. Действительно, до революции на этом месте стоял небольшой кладбищенский храм, а вся территория вокруг, вплоть до набережной Невы, была занята Фарфоровским кладбищем. Церковь – уже без купола – простояла до середины 1960-х, ее снесли при строительстве метро.
В 2007 г. сквер вокруг "Ломоносовской", ограниченный улицами Бабушкина, Матюшенко, Полярников и Сомовым переулком, а также второй участок бывшего кладбища за кинотеатром "Спутник" был включен в список зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП), что исключало его застройку. Однако уже в 2010-м из этого списка вывели более 50 соток. Церковная общественность и РПЦ сумели уговорить администрацию возвести заново снесенную церковь, добавив к ней обширную огороженную территорию и парковку на 39 машино-мест.
Отношение к проекту в районе неоднозначное. Дело в том, что в 2008–2009 годах местным активистам пришлось потратить много сил, чтобы избавиться от еще одного желающего построиться в сквере – шестиэтажного торгового центра компании ООО "Макромир". Тогда жители митинговали, писали в прокуратуру, по ночам портили строительный забор и даже попадали за это в милицию. Застройщик проиграл. Решающим аргументом оказался даже не ЗНОП, а закон "О погребении и похоронном деле", согласно которому на территории бывших кладбищ не может быть ничего, кроме зеленых насаждений. Однако аргумент, который сработал в случае коммерческого застройщика, оказался бессилен в отношении культового сооружения.
Лоббисты строительства храма воспользовались чужой победой. Митинги проводили не они, и не они сидели в милиции. Но как только "Макромир" был изгнан, они пришли на расчищенное место и начали активно пробивать свой проект. И добились успеха. Причем даже не потому, что РПЦ сильнее коммерсантов. Просто сопротивление стало слабее. Многие стесняются выступить против стройки открыто – видимо, из боязни прослыть богоборцами. Кто-то считает, что церковь – наименьшее из строительных зол, которые все равно неизбежны; а если застолбить церковью территорию, то другие застройщики уже не сунутся (сомнительный аргумент). На фоне конформистского хора голоса тех, кто боролся с торговым центром не ради церкви, а ради зеленой зоны, совсем затерялись.
Итогом стало появление в сквере нового строительного забора. Как сообщила нам ведущий специалист отдела строительства администрации Невского района Валентина Соболева, проект планировки территории в настоящее время ждет утверждения. Она затруднилась ответить, прошел ли экспертизу сам проект церкви, однако разрешения на строительство еще нет. При этом забор поставлен законно. "Его согласовала ГАТИ", – сообщила нам Валентина Николаевна.
Добавим, что параметры проекта новой церкви отличаются от дореволюционных: она станет больше и выше. Но самое важное, что церковная стройка нарушит закон "О погребении и похоронном деле", так как если не само здание, то парковка точно окажется на месте, где находились захоронения. И если Смольный согласует такой проект, его можно будет обвинить в применении двойных стандартов.