Однорукий управленец
На протяжении нескольких лет комитет ЮНЕСКО призывает к защите Петербурга как уникального объекта всемирного наследия. Городские чиновники предпочитают участвовать в пышных заседаниях
Для управления петербургским объектом всемирного наследия создается координационный совет. Эксперты скептически оценивают дееспособность лишенной реальных полномочий, изначально скособоченной структуры – ее решили сформировать только из представителей исполнительной власти.
Декларация о намерениях
На минувшей неделе Министерство культуры РФ, правительства Петербурга и Ленобласти подписали Соглашение о сотрудничестве по вопросам сохранения, управления и популяризации петербургского объекта всемирного наследия. Церемония прошла в Юсуповском дворце, с несоразмерной случаю торжественностью. Как если бы здесь, в этих пышных чертогах, вздумали чествовать двоечника лишь за то, что он пообещал доделать работу над ошибками.
Начиная с 2007 года из сессии в сессию Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО (КВН) настоятельно рекомендовалроссийской стороне обеспечить эффективный механизм защиты петербургского объекта: уточнить его границы и состав, разработать буферные зоны, создать единый орган управления. С последним были особые сложности: после распада СССР составляющие нашей номинации оказались на территориях двух субъектов РФ.
Пока предписанное исполнено лишь на треть – минувшим летом 38-я сессия КВН утвердила границы и состав объекта «Исторический центр Санкт-Петербургаи связанные с ним группы памятников». Проделанную в этой части работу признали «превосходной» (excellent work). Во многом это заслуга привлеченных независимых экспертов, чье участие глава мониторинговой миссии ЮНЕСКО-ИКОМОС профессор Тодор Крестев оценивает как особое достижение.
Напомним, решение о создании соответствующей рабочей группы (куда не вошел ни один чиновник) было принято Советом по сохранению культурного наследия – чтобы в крайне сжатые сроки исполнить то, с чем не справились уполномоченные госструктуры. На разных стадиях в ней трудились Борис Николащенко, Сергей Горбатенко, Сергей Семенцов, Алексей Ковалев, Александр Кононов, Михаил Мильчик, Александр Марголис и другие члены совета.
Теперь, когда дошло дело до создания органа управления объектом,решили обойтись без них. На церемонию не позвали никого из тех, кто в критическую минуту подставил плечо и поднял заваленную чиновниками работу. И, по всей видимости, не намерены включать в состав образуемого координационного совета. Он, как сообщается на сайте КГИОП, «будет сформирован из представителей Министерства культуры РФ, КГИОП и Комитета по культуре Ленинградской области (по шесть представителей)». А «представителей научных и общественных организаций» намерены лишь «привлекать к работе» КС, не вводя в его состав.
Впрочем, эксперты весьма скептически оценивают дееспособность новоизобретенной структуры. «Юридически ее полномочия никак не обеспечены», – отмечает Алексей Ковалев, характеризующий произошедшее в Юсуповском дворце как «чистую показуху».
Не востребованный рецепт спасения
«На территории нашего объекта всемирного наследия действуют генплан Петербурга и еще штук 15 генпланов разных муниципальных образований вокруг, у города и области свои правила землепользования и застройки и так далее, – поясняет Ковалев. – Как сделать, чтобы все эти законы, принятые разными субъектами, соответствовали задаче сохранения объекта всемирного наследия? Российское законодательство предоставляет единственный способ: объявить территорию объекта достопримечательным местомфедерального значения. Это, заказав экспертизу, может сделать своим приказoм Минкульт. После чего все муниципальные власти обязаны будут внедрить в свою документацию режимы достопримечательного места. НоМинкульт отказался идти таким путем. Предпочитает пускать пыль в глаза, внося в федеральный закон поправки, которые я не могу оценить иначе как идиотские».
Депутат недоумевает, как можно было отсечь от участия в координационном совете представителей законодательной власти (которая как раз и принимает и генплан, и ПЗЗ), а также тех независимых экспертов, что проделали основную работу по уточнению границ и состава петербургского объекта в списке ЮНЕСКО. Возмутило его и то, что никого из той рабочей группы не пригласили к участию в мероприятии, анонсированном КГИОП как трехдневный «международный семинар по вопросам разработки плана управления объектом всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербургаи связанные с ним группы памятников».
Собственно, «международный» статус ему обеспечило лишь участие Тодора Крестева. Который и оказался единственным докладчиком по заявленной теме. Начальник Управления зон охраны объектов культурного наследия КГИОПАлексей Михайлов пеняет на недоработки пресс-службы комитета: правильнее было бы обозначить формат мероприятия как обучающий семинар для чиновников. Хотя, думается, им не грех было бы послушать и Ковалева – не один год прорабатывавшего законодательные аспекты защиты объектов наследия, и, например Бориса Николащенко – главного разработчика нашей номинации в списке ЮНЕСКО. Несомненно на пользу общему делу пошло бы и расширение аудитории за счет искренне заинтересованных слушателей из числа ВООПИиК и прочих градозащитных организаций. Раз уж КГИОП декларирует, что видит в них союзников, и призывает объединять усилия, должен бы быть заинтересован в повышении их профессионализма, не так ли?
Сам господин Крестев был обескуражен тем, что о его визите не проинформировали тех независимых экспертов, с которыми он не один год сотрудничал в рамках рабочей группы по нашей номинации, и явно огорчен видом пустыхрядов кресел (отмобилизованных на его лекцию чиновников набралось десятка два с половиной).
Кстати сказать, представленная Тодором Крестевым схема организации системы управления объектом всемирного наследия опирается на фундаментальный кирпичик с надписью «жители». Профессор убежден – от степени вовлеченности горожан, их осознанного и деятельного участия в процессах сохранения, развития и популяризации объекта в значительной мере зависит успех дела.
Нужны не лозунги, а конкретика
Персональный состав Координационного совета, который должен быть сформирован к исходу ноября, якобы еще не определен – вовсяком случае, так говорят в руководстве КГИОП.До 1 февраля 2015 года надлежит представить в КВН предварительный вариант Плана управления объектом. Что представляется маловероятным. Это многотомный труд, охватывающий все аспекты сохранения, развития, системы управления объектом, рассматривающий во взаимодействии самые разные стороны жизни (транспортную, градостроительную, социальную и проч. составляющие). Сам план управления включает: 1) программу неотложных действий, 2) годичную программу на 2016 г., 3) пятилетнюю программу (2016–2020 гг.), 4) долгосрочную (2016–2035 гг.), все это – с указанием потенциальных источников финансирования.
«План управления не следует рассматривать как свод пожеланий, – подчеркнул Тодор Крестев. – Я встречал такие, с ни к чему и никого не обязывающимилозунгами. Нужны не лозунги, а конкретные перспективыразвития. Цель плана – не понравиться Комитету всемирного наследия, а сохранить выдающуюся универсальную ценность вашего объекта».
С чем у Петербурга есть ряд проблем. К ним эксперт относит, во-первых, несоответствие статуса этой ценности: законодательно защищены только отдельные памятники иансамбли, но не весь объект в его целостности. Во-вторых, так и не утверждены до сих пор буферные зоны, как того требует Конвенция 1972 года. В-третьих, отсутствуют регламенты и зоны охраны для расположенных в Ленобласти объектов. А в Петербурге наличествует возможность отклонения от регламентов – что господин Крестев считает недопустимым: «Даже только одно отклонение способно скомпрометировать всю систему охраны, взорвать ее».
Как и Алексей Ковалев, этот инспектор ЮНЕСКО-ИКОМОС с 30-летним стажем считает, что петербургскому объекту в координатах российского законодательства соответствует статус достопримечательного места. Именно к такому выводу пришла и возглавляемая Тодором Крестевым мониторинговая миссия, «прописавшая» его историческим центрам Петербурга, Кронштадта и территориям других ценных пригородов – всем 36 компонентам петербургской номинации. Вокруг каждого компонента должна быть создана буферная зона, в целом охватывающая восточную часть Финского залива до западной оконечности острова Котлин и берега Невы на всем ее протяжении. Весь этот массив плюс территория вокруг (получается неровная окружность радиусом примерно 30 км) объявляются историческим поселением. Предметы охраны последнего достаточно серьезно оберегаются действующим российским законодательством, полагает эксперт.