Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Артдокфест приезжает в Питер

27 ноября 2014 17:21 / Культура

Один из самых известных российских фестивалей документального кино все-таки состоится в Петербурге, несмотря на то что прокатную площадку в последний момент пришлось менять

С 2007 года Артдокфест, учрежденный году Союзом кинематографистов России и АНО "Премия ЛАВР" (дирекцией Национальной премии в области неигрового кино "Лавровая ветвь"), проводит свой фестиваль в начале декабря. К участию в конкурсной программе допускаются фильмы со всего мира, но только снятые на русском языке и только премьеры. В этом году впервые Артдокфест должен пройти сразу в нескольких городах и государствах – в Москве, Петербурге, Риге. В нашем городе показы пройдут в кинотеатре "Англетер" и музее современного искусства "Эрарта".

Но вокруг фестиваля в последние месяцы и недели закручивается вихрь конфликтов, которые раздувает Министерство культуры РФ.

Неделю назад министр культуры Владимир Мединский предпринял неожиданный демарш: публично заявил, что отказывается поддерживать и Артдокфест, и все прокаты его директора – режиссера Виталия Манского, потому что тот позволил себе какие-то антигосударственные высказывания. "Пока я министр культуры, ни один из проектов Манского поддержан не будет, я буду накладывать вето на любое решение любых экспертных советов Минкультуры", – заявил Владимир Мединский на встрече с журналистами 19 ноября.

Еще в июле департамент кинематографии Минкультуры отказал режиссеру Манскому в государственном финансировании его документального фильма "Родные" о современной Украине. И хотя суть претензий – в чем антигосударственный смысл высказываний Виталия Манского – министр не пояснил, Артдокфесту отказано в субсидировании.

"Мне кажется, что на ситуацию, когда чиновник открыто проговорил, что государство – это он, чиновник, и что мы к государству не имеем никакого отношения, должны обратить внимание другие инстанции, – считает Марина Разбежкина, известный режиссер-документалист, сценарист, создатель авторской киношколы. – Как может один чиновник решать, кого государство будет поддерживать финансово, а кого нет, кто друг, а кто враг? Именно такие поступки чиновников готовят революционную ситуацию. В любом нормальном государстве чиновники понимают, что высказывания художников приносят пользу, что их нужно анализировать и учитывать. Потому что иначе будет стагнация. А такие поступки чиновников высшего ряда, какие себе позволяет Мединский, конечно, ведут к стагнации и в конечном итоге приводят к революционной ситуации. Что гораздо хуже, чем фестиваль "Артдокфест" и любой другой поступок художника".

Марина Разбежкина, режиссер-документалист, сценарист, создатель авторской киношколы

Нарушением Конституции России и нарушением прав художников на творческое высказывание Марина Разбежкина считает и принятый летом Закон об обязательном прокатном удостоверении. "Это скрытая форма цензуры, – говорит она. – Потому что есть длинный перечень, чего не должно быть в фильме, что считается пропагандой нетрадиционных отношений, мата, насилия, всего-всего, что не нравится чиновникам".

Но что такое пропаганда – чиновники не говорят, официального определения нет, и в такой ситуации, по мнению режиссера, любое появление на экране нетрадиционной пары считается пропагандой. А запрещать на экране обсценную лексику, которую использует человек, потому что он живет в этой языковой среде и только так может разговаривать, это, считает Разбежкина, невероятная глупость: "Потому что жизнь запретить нельзя, ее нельзя ввести в те рамки, которые нужны чиновнику. Наши фильмы не получают прокатного удостоверения, потому что мы делаем их не на государственные деньги. Депутаты не вечны, Мединский не вечен, а документальное кино продолжает существовать".

Артдокфест в северную столицу пришел вовремя: окно в Европу постепенно превращается в форточку, независимый, свободомыслящий кинофестиваль, который рассматривает документ как повод для дискуссии, а не аргумент пропаганды, нам прописан как лекарство.

Кстати

Нарушением Конституции России и нарушением прав художников на творческое высказывание Марина Разбежкина считает и принятый летом Закон об обязательном прокатном удостоверении: "Это скрытая форма цензуры, потому что есть длинный перечень, чего не должно быть в фильме, что считается пропагандой нетрадиционных отношений, мата, насилия, всего-всего, что не нравится чиновникам".

Но что такое пропаганда – чиновники не разъясняют, официального определения нет, и в такой ситуации, по мнению режиссера, любое появление на экране нетрадиционной пары считается пропагандой.

А запрещать на экране обсценную лексику, которую использует человек, потому что он живет в этой языковой среде и только так может разговаривать, считает Разбежкина, невероятная глупость: "Потому что жизнь запретить нельзя, ее нельзя ввести в те рамки, которые нужны чиновнику.

Наши фильмы не получают прокатного удостоверения, потому что делаем их не на государственные деньги. Депутаты не вечны, Мединский не вечен, а документальное кино продолжает существовать".