Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»
Просека уже есть. Дело за дорогой

Просека уже есть. Дело за дорогой

29 марта 2015 14:51 / Экономика / Теги: дороги, лаэс, ленобласть

У Соснового Бора появился шанс на нормальную связь с большой землей

Дороги Ленобласти оставляют желать лучшего с точки зрения и качества, и количества. Но даже на общем фоне Сосновый Бор выглядит совсем печально: единственная однополосная трасса, ведущая в город, перегружена, регулярно размывается штормами и совершенно не годится на случай экстренной эвакуации  при аварии на ЛАЭС. К счастью, к пониманию необходимости трассы-дублера пришли и областные, и местные власти. Однако финансировать проект им не по силам – надежда только на федеральный бюджет.

Когда полвека назад проектировался Сосновый Бор, планировалось, что население города будет составлять пять тысяч человек. Сейчас их уже 67 тысяч. По словам главы муниципального образования "Сосновоборский городской округ" Дмитрия Пуляевского, город на третьем месте в России по числу автомобилей на душу населения. Понятно, что многие местные жители каждый день ездят на работу по дороге А-121 – единственной, связывающей Сосновый Бор с Ломоносовом.

Кроме того, в последние годы трассу активно используют для перевозки грузов из порта Усть-Луга и для транспортировки стройматериалов возводимой  ЛАЭС-2.

Отдельная беда дороги А-121 – морская стихия. Каждый год во время осенних и весенних штормов часть дороги, проходящая вдоль берега, подмываетсяи пытается сползти в залив. По мнению старожилов, ситуация ухудшилась после строительства дамбы: теперь вся ярость волн обрушивается на этот берег. Ремонтировать однополосную, постоянно нагруженную дорогу  сложно –  альтернатив, собственно, нет.

Вчерне договорились

По словам руководителя секретариата Ленинградской атомной станции Юрия Скока, идея строительства трассы-дублера вызревала долго и окончательно сформировалась в прошлом году.

"Такая дорога для региона жизненно необходима. Без нее мы не можем планировать стратегическое развитие, – уверен Юрий Скок. – Она подойдет и для транспортировки транзитных потоков из порта Усть-Луга, и как путь эвакуации на случай чрезвычайной ситуации на АЭС".

Предложение о строительстве дублера от Соснового Бора в сторону Гостилицкого шоссе (Р-35), на соединение с КАДом, впервые официально обсуждалось 11 марта на встрече губернатора Ленобласти Александра Дрозденко с директором ЛАЭС Владимиром Перегудой. Судя по всему, понимание было достигнуто: как в том отношении, что дорогу строить надо, так и в том, что ни области, ни Росатому строительство не потянуть даже вскладчину. А значит, необходимо просить помощи у федерального центра.

Дрозденко со своей стороны обещал обратиться к первым лицам государства, представители ЛАЭС между тем проводили предварительные переговоры с Росавтодором, который идею дублера также поддержал.

Наперегонки с электронами

Конечно, придумать дорогу и даже найти на нее финансирование – только полдела. Важно, как именно проложить трассу – если спроектировать ее неправильно, все ее плюсы могут быть перечеркнуты жирным минусом.

По словам Дмитрия Пуляевского, до выбора участка трассы еще далеко, и пока неизвестно, как она могла бы идти. Между тем на ЛАЭС уже подготовили вариант прокладки дублера. По мнению атомщиков, дорогу нужно пустить напрямую от Соснового Бора до Гостилиц, по диким местам, севернее озера Лубенского.

"Вопреки первому впечатлению, выбор трассировки позволит обойтись без вырубки леса, – уверен Юрий Скок. – Дело в том, что здесь уже располагается широкая просека, по которой проложены линии электропередач, идущие от АЭС. Имеющейся полосы отвода будет достаточно для строительства дороги".

В планах Ленобласти уже значится реконструкция шоссе от Гостилиц до КАДа. Таким образом, если дублер, выйдя из Соснового Бора, соединится с Р-35 чуть севернее Гостилиц, это будет быстрый, удобный и безопасный путь из атомограда до кольцевой. Протяженность дороги составит 43 км, а ориентировочные затраты на реализацию – 50 млрд руб. При этом на выкуп земель, находящихся в частной собственности по маршруту трассы, придется потратить всего 17,5 млн руб. Работы можно будет завершить за 2–4 года.

Отдельным плюсом прокладки трассы по данному маршруту Юрий Скок считает то, что она не будет проходить через населенные пункты, а это необходимое требование для дороги, которую можно использовать как путь эвакуации при ЧС.

В необходимости новой, надежной дороги уверены и узкие специалисты-атомщики. "В случае аварийной ситуации мы заглушим реактор, но, чтобы он оставался безопасным, необходимо будет его охлаждать, – рассказал начальник электроцеха ЛАЭС Вячеслав Шубин. – Для этого предназначен резервный дизель-генератор. Но топлива для него запасено только на три дня, и в случае ЧС его нужно будет доставлять оперативно и безопасно. В этом смысле существующие на данный момент транспортные пути кажутся мне ненадежными.

Итак, получается, что дорога нужна всем: жителям Соснового Бора, Ленобласти, атомщикам, портовикам. Дело за малым – убедить федералов расстаться с пятьюдесятью миллиардами рублей. К тому же можно ожидать, что и порту Усть-Луга он будет небезразличен.

Антон СЕМЕНОВ