Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Мы кладем на совесть!

6 октября 2003 10:00

Маленькие секреты большого долевого строительства
Жилищный вопрос традиционно является одним из самых болезненных как в советской, так и в современной России. Так уж исторически сложилось, что особенно актуальна эта проблема для нашего города. Недаром Петербург с полным на то основанием часто именуют коммунальной столицей.



Где ты, моя долька?


По словам вице-губернатора по строительству Александра Вахмистрова, в этом году в Петербурге будет сдано порядка 1,5 миллиона квадратных метров жилья. Этот чиновник, как, впрочем, и другие обитатели Смольного, старается не говорить о том, что за счет бюджета дома в городе уже давно практически не возводятся - все строится на деньги дольщиков. Но купить себе новую квартиру в Питере по карману далеко не каждому. (В отличие от Запада, институт ипотечного кредитования у нас не работает. Если, скажем, в США порядка 70% граждан используют именно эту схему для улучшения жилищных условий, то в Петербурге в 2002 году ею реально воспользовались меньше 200 семей.)
Сегодня в среднем по городу вам предложат купить квартиру в строящемся доме по цене $550 за 1 кв.м. А если бы эта сумма была в полтора раза меньше? Гораздо большее число людей смогло бы справить новоселье. Застройщик, разумеется, в этом своего интереса не видит - зачем снижать цену, если покупают и так. Говоря о ценах на жилье, строители заламывают руки и обвиняют во всем производителей стройматериалов и монополистов, безбожно завышающих цены на свою продукцию и тарифы на услуги. «Отсюда рост цен на первичном рынке», - уверяет, например, Лев Каплан, директор союза строительных компаний «Союзпетрострой». Действительно, в прошлом году рост цен на ряд материалов составил 15 - 20%. Но если рассматривать общую структуру расходов компаний, то оказывается, что доля производственных затрат составляет... примерно половину от общей суммы.
Если ознакомиться с обычной черновой сметой на предполагаемое строительство, то можно обнаружить много интересного. Более трети всех денег, собранных с дольщиков, как правило, отнесены к графе дополнительных расходов. И что же вы думаете она включает? Во-первых, посильную поддержку представителей властных структур (начиная от спонсорской помощи силовикам и внесения своей лепты в «черный» предвыборный фонд кандидатов в губернаторы до элементарных взяток за возможность получить пятно застройки через городскую инвестиционно-тендерную комиссию). Во-вторых - рекламу и PR (порядка 5% от чистой прибыли). В-третьих - имиджевые проекты.
Что касается взаимодействий с чиновниками, то здесь искушенные в строительном бизнесе люди называют такие цифры: организация одной только встречи тет-а-тет с вице-губернатором, по их уверениям, может обойтись в 2 - 3 тысячи долларов, а с «самим» - потянет на 5 - 10 тысяч у.е....
Реклама - дело, конечно, необходимое. Но не дешевое. Да и расходуются рекламные бюджеты не всегда рационально. Многие застройщики буквально помешались на том, чтобы сделать свою рекламу нетрадиционной, а то и просто шокирующей. Например, одна компания решила рекламировать элитный комплекс посредством следующей фразы на блокбастере: «о... У.Е. нное место». Как объясняют рекламисты, во-первых, такой «креатив» информирует потенциальных клиентов о том, что комплекс находится в эксклюзивном месте, а во-вторых, объясняет - квартиры продаются в у.е. Согласитесь, головоломка не для средних умов.
Другой застройщик пошел еще дальше - руководство компании, возводящей кирпичные дома, в своем рекламном слогане откровенно заявляет: «Мы кладем на совесть». Фразу иллюстрирует улыбающийся детина в каске, который держит в руках кирку и кирпич. Признание такого рода не является единственным. Например, в представительском буклете одного бизнес-центра на странице, посвященной боулинг-клубу, красуется надпись: «Профессиональное кидалово».
Словом, фантазия у застройщиков бьет ключом. Это вроде бы и неплохо, но возникает вопрос - за чей счет? Ведь помимо оплаты труда собственных рекламистов, приходится оплачивать услуги привлеченных специалистов: психологов, арт-консультантов и пр., которые всего за несколько тысяч долларов на брата готовы дать ценные рекомендации по применению «креатива»...
Но, откровенно говоря, затраты на рекламу являются каплей в море по сравнению с вложениями в имиджевые проекты, которые есть практически у каждого крупного застройщика. Имиджевые проекты - это обычно элитные жилые комплексы, бизнес-центры, гостиницы и т.д. На их строительство компании тратят баснословные суммы, будучи заранее готовы к тому, что вложения могут не окупиться. Объясняются такие, на первый взгляд, странные действия просто. Посредством одних проектов утирается нос конкурентам и завоевывается еще один сегмент рынка, с помощью других отмывается «черный нал», а в некоторых случаях руководители компаний оформляют дорогостоящую недвижимость не на компанию, а лично на себя. Своего рода страховка - если фирма даже разорится, то безбедное существование ее руководителю так или иначе обеспечено...
Разумеется, любая компания имеет полное право решать, как распределять собственную прибыль, но дело-то в том, что, покупая квартиру в строящемся доме, в соответствии с договором вы становитесь не просто клиентом, а дольщиком, то есть деловым партнером. Со всеми вытекающими отсюда правами. И проявить в этом случае интерес к тому, насколько обоснованны и эффективны затраты «большого брата», - ваше полное право. Конечно, возможности как-то повлиять на руководство компании, в отличие от ее акционеров, у вас нет, но потребовать объяснений стоит. А то вы, не ровен час, можете оказаться участником строительства очередной «пирамиды» - со всеми вытекающими отсюда катастрофическими для вас последствиями.

Леонид ПАНЧЕНКО
фото ИНТЕРПРЕСС