Наши люди на такси не ездят
Депутаты и сотрудники аппарата Заксобрания Петербурга категорически не желают отказаться от служебных автомобилей, притом что на перевозку одного (!) VIPа ежемесячно из бюджета Петербурга тратится порядка 200 тысяч рублей. Всего в 2014 году из казны ушло почти 900 миллионов рублей на транспортное обслуживание Смольного и ЗакСа.
Почти миллиард
Юруправление ЗакСа в третий раз дает отрицательное заключение на предложение яблочников лишить служебного транспорта депутатов ЗакСа за исключением председателя горпарламента и его заместителей. Остальным – организовать конвейер, откуда народные избранники смогут вызвать машину в любой момент. Аппарату – одна дежурная машина на определенное количество сотрудников. То же предлагается распространить и на Смольный – закрепить авто за губернатором и членами правительства Петербурга. Остальным – конвейер.
Как следует из ответа юруправления, все депутаты по закону равны, и если служебный автомобиль будет только у спикера и его замов, то это дискриминирует остальных. Рвение юруправления объяснимо: если инициатива яблочников пройдет, то «дискриминации» подвергнется и сама глава управления Светлана Коновалова.
Теперь яблочники намерены добиваться изменений в реестре государственных должностей Санкт-Петербурга, чтобы указать: несмотря на равноправие депутатов и чиновников, наделение их гарантиями (на медобслуживание, транспорт, санаторно-курортное обеспечение и т. п.) устанавливается другим законом – транспорт только для ограниченной категории слуг народа.
Около двух месяцев назад партийцы направили запрос главе Комитета финансов Петербурга Алексею Корабельникову с просьбой сообщить, на какую сумму Смольный, Уставный суд и ЗакС покатались в 2014 году. Вышло – почти на 900 млн рублей. Отметим: в ЗакСе от государственных авто отказались девять депутатов – Ольга Галкина, Борис Вишневский, Максим Резник, Александр Кобринский, Вячеслав Нотяг, Григорий Явлинский, Алексей Ковалев, Сергей Никешин и Ирина Комолова.
Комолова говорит, что своей машины ей вполне хватает – из Петродворца до метро «Проспект Ветеранов» она добирается на машине, затем пересаживается на метро. «Конвейерное» предложение яблочников ей нравится, однако с оговорками: должна быть гарантия, что все будут получать транспорт одинаково.
Вышеперечисленные депутаты в месяц получают компенсацию в размере 50 тысяч рублей (тратят их, как правило, на помощников). Таким образом, каждый из них экономит бюджету в год свыше полутора миллионов, поскольку ежемесячно перевозки одного депутата обходятся бюджету в сумму порядка 200 тысяч рублей (а может, и больше – точной цифры никто, кроме спикера и бухгалтерии ЗакСа, не знает).
Не по существу
«Новая» направила два запроса управлению по информации и общественным связям ЗакСа с просьбой назвать точное количество сотрудников аппарата, передвигающихся по городу за счет налогоплательщиков. Поводом послужила информация о служебном транспорте, которым, как выяснилось, обеспечен 26-летний замруководителя аппарата председателя ЗС Денис Четырбок – по информации «Новой», он не всегда пользуется им по назначению. Четырбок – депутат МО «Кронверкское», прославился летом 2014-го, когда был замечен в очереди подставных кандидатов в ИКМО «Кронверкское» – и даже, по утверждениям оппозиционных кандидатов, ею руководил.
Пресс-служба ЗакСа дважды ответила не по существу, не назвав ни точного количества сотрудников аппарата, брезгующих общественным транспортом, ни суммы, уходящей в месяц на их перевозку, не уточнив, в связи с какой служебной необходимостью тому же Четырбоку, который вполне в состоянии и пешком в некоторые комитеты сбегать, положена машина за счет налогоплательщиков.
Сначала в ЗакСа предложили со всей интересующей финансовой информацией ознакомиться на сайте госзакупок (мол, есть там контракт № 99/14 от 18.11.2013 о предоставлении услуги по аренде легковых автомобилей с водителем), когда же мы заметили, что на указанном ресурсе нет самого контракта, лишь допсоглашение к нему, пресс-служба проигнорировала этот момент. Таким образом, неясно, какое количество чиновников ЗакСа и депутатов наездят за три года – с 2014 по 2016-й включительно (именно на такой срок заключен контракт с СПб ГБАУ «Смольнинское») на 409 млн рублей! Без особой надежды мы направили запрос в «Смольнинское» с требованием все же назвать количество облагодетельствованных и конкретные суммы.
Также в горпарламенте продолжают настаивать, что депутаты ЗакСа и сотрудники аппарата используют служебный автотранспорт в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. Правда, отсылки к этой самой норме нет.
Проведем небольшой ликбез: в соответствии с законом о государственной гражданской службе порядок транспортного обслуживания определяется законом «О транспортном обслуживании лиц, замещающих госдолжности СПб и государственных гражданских служащих Петербурга». И по этому документу определение категории лиц, наделенных служебным транспортом, в исполнительной власти осуществляется правительством города, а «в иных органах государственной власти» – руководителями соответствующих госорганов, то есть в данном случае спикером Макаровым.
Однако, если на сайте Смольного, несмотря на все оговорки, перечень госдолжностей, при замещении которых предоставляется служебный транспорт с персональным закреплением, имеется (вице-губернаторам Санкт-Петербурга, представителю губернатора в ЗакСе, председателям комитетов, начальникам управлений, начальникам служб, главам администраций районов Санкт-Петербурга, начальнику аппарата вице-губернатора – руководителя администрации губернатора, начальникам аппаратов вице-губернаторов Санкт-Петербурга, начальнику аппарата представителя губернатора в ЗакСе и т. д.), то в горпарламенте эта информация едва ли не под грифом «Совершенно секретно».
Яблочники пытались получить такую информацию и кулуарно, и через официальные запросы, однако без толку. «Мы только видим, кто куда садится и на чем уезжает. Это максимум», – говорят они.
Кстати
В 2005 г. единоросс Сергей Никешин уже призывал коллег «начать монетизацию с себя» и отказаться от служебных автомобилей в обмен на денежную компенсацию, сэкономив при этом более миллиарда рублей из городского бюджета. Он ратовал за сохранение персональных автомобилей только для губернатора, вице-губернаторов и спикера ЗакСа. Всем остальным госслужащим, включая чиновников Смольного и депутатов, предлагалось самостоятельно решать проблему передвижения за счет денежной компенсации. Предложение ожидаемо было провалено.
Губернатор (тогда Валентина Матвиенко) заявила, что «в соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» расходы на транспортное обслуживание не относятся к льготам для лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга, а является средством обеспечения эффективного функционирования органов государственной власти».