Отпечаток, который может спасти жизнь
Слова «отпечатки пальцев» у многих ассоциируются только с преступным миром. На самом деле это совсем не так.
Популярность дактилоскопической регистрации из года в год возрастает. В жизнь приходят новые технологии: биометрические документы, охранные и пропускные системы – все эти устройства считывают отпечатки пальцев.
Но есть ситуации, при которых наличие отпечатков пальцев не просто важно, а жизненно необходимо: при розыске без вести пропавших граждан, которые по состоянию здоровья, в силу возраста или в результате несчастного случая не могут рассказать о себе. Люди гибнут в катастрофах, во время стихийных бедствий, в военных конфликтах, и тогда только по отпечаткам пальцев и можно их идентифицировать.
Дети убегают как из родных, так и из детских домов, старики, выйдя на улицу без документов, забывают свое имя и адрес. Необходимость вустановлении личности возникает в вопросах наследования имущества, при доказательстве невиновности по обвинению, в целях исключения махинаций с собственностью и документами. При потере загранпаспорта, находясь за пределами России, чтобы не было проблем с восстановлением документов, достаточно обратиться в консульство и сообщить о прохождении дактилоскопической регистрации.
Полицейская статистика по Петербургу и Ленинградской области говорит о том, что если хотя бы каждый третий гражданин прошел добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, особенно те, чьи увлечения связаны с риском для жизни – охотники, рыбаки и грибники, – то количество разыскиваемых лиц можно было бы свести к минимуму. А пока на учете в региональном МВД состоит 13 762 человека, как пропавших без вести, так и тех, кто по состоянию здоровья или возрасту не может ничего о себе сообщить.
Приведем несколько примеров. Прошлой осенью в Ленобласти обнаружили труп женщины. Только благодаря проверке по дактилоскопическим учетам она была опознана как жительница Гатчинского района, ушедшая в лес за грибами. Прошла добровольную дактилоскопическую регистрацию в 2004 г.
В ноябре 2013 г. в НИИ скорой помощи доставлена неизвестная женщина, которая скончалась не приходя в сознание. В результате проверки по дактилоскопическим учетам опознана как жительница Петербурга. Была объявлена родственниками в розыск как без вести пропавшая. Прошла добровольную дактилоскопическую регистрацию в 2004 г.
И таких историй очень много. Конечно, большинство из них с грустным концом, но все эти люди могли остаться безвестными и быть захороненными в безымянных могилах, если бы не отпечатки пальцев.
Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация началась в нашей стране 17лет назад, но в обществе до сих пор с опаской относятся к этой процедуре. Люди считают, что это ни к чему, или боятся, что их отпечатки могут быть использованы им во вред.
Чтобы развеять подобные сомнения, приходится постоянно разъяснять, что персональные данные, т. е. сведения, позволяющие идентифицировать личность, являются конфиденциальной информацией, доступ к которой ограничивается законодательством РФ. Должностные лица несут административную и уголовную ответственность за нарушение правил хранения и незаконное использование подобной информации.
Дактилоскопическая регистрация проводится только по желанию гражданина и не представляет опасности для здоровья. Вопрос о ее необходимости граждане решают для себя сами. Вы в любой момент можете подать заявление на уничтожение или внесение изменений в вашу дактилоскопическую информацию.
Информацию, образцы заявлений, адреса и режим работы территориальных органов МВД можно найти:
– на стендах в приемной ГУ МВД России по СПб и Ленинградской области (Литейный пр., 6);
– в районных отделах полиции;
– на сайте МВД России: www.mvd.ru;
– на сайте ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: www.78.mvd.ru.
Можно подать заявление на предоставление государственной услуги в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг: www.gosuslugi.ru.
Наталья Бажанова, начальник отдела по эксплуатации АДИС-СЗФО Информационного центра ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, подполковник внутренней службы