Не выйти было нельзя
Петербургские журналисты организовали серию одиночных пикетов у фасада Следственного комитета 18 сентября, требуя допросить губернатора Псковской области Андрея Турчака по делу журналиста Олега Кашина.
Главное, в чем сходятся собравшиеся у здания Следственного комитета журналисты, – не выйти публично с требованием допросить губернатора Псковской области Андрея Турчака было нельзя. Это с его именем СМИ все больше связывают избиение Кашина. Журналисты опасаются, что статус Турчака может обеспечить ему защиту от привлечения к следствию.
"Это то, что касается всех журналистов, – уверен корреспондент "Эха Москвы в Петербурге" Арсений Веснин. – Когда кто-то нарушает права рыбаков, наверное, первым делом должны выходить рыбаки. А когда нарушают права журналистов, то в первую очередь должны выходить журналисты, потому что это касается напрямую их профессии. Это солидарность, это очевидно. Я никоим образом не против того, чтобы остальная общественность реагировала, но в первую очередь это наше дело".
"Наши пикеты – гораздо больше, чем эмоциональный посыл, это журналистская солидарность, – говорит корреспондент ИА "Телеграф" Андрей Рысев. – Я прекрасно понимаю, Олег Кашин не подарок, я с ним знаком. Но когда избивают журналиста, я возмущен".
"Не надо забывать про то, что высокопоставленных чиновников тоже надо трогать, что они точно такие же граждане, как мы все, только с гораздо, гораздо большей ответственностью, – добавил Арсений Веснин. – Такие пикеты – попытка показать, что и медиасообществу не все равно, что журналисты – не только пишущие машинки, которые просто отражают происходящее. Это попытка показать, что журналисты – точно такие же граждане, как и все остальные люди, и тоже хотят справедливости, защиты прав, наказания виновных".
Есть ли смысл
"Каждый раз, когда гражданское общество пытается воздействовать на политические процессы – требует отпустить политзаключенных или, как в данном случае, требует продолжения затормозившегося расследования, – эти попытки оказываются не слишком эффективными, – заметила журналист Cogita!Ru Евгения Литвинова. – Возможно, потому что нас самих не очень много. Возможно, потому что ситуация такая, что мы давим, а сопротивление слишком велико. Впрочем, все равно каждый раз необходимо делать все возможное: проводить акции, собирать подписи, задавать публично вопросы на пресс-конференциях и так далее. Тогда общественное мнение, возможно, как-то подвинет ситуацию".
"В деле Олега Кашина уже был момент, когда такие журналистские акции сыграли свою роль, – рассказала главный редактор "Эха Москвы" в Петербурге Ольга Бычкова. – В 2010 году мы тоже стояли около СК, около МВД и требовали, чтобы было проведено расследование. Кашин лежал в коме, поднялся крик и хай. Это была мощнейшая волна. Это сыграло значительную роль в том, что расследование все-таки начали".
"И в результате сегодня мы видим, что изменились версии, что есть убедительные аргументы, – отмечает Бычкова. – Мы не знаем, к чему приведет следствие и будет ли суд, но уже сейчас видим, что новая версия не выглядит искусственной. Конечно, возможно, что и ее опровергнут, но, по крайней мере, работа идет".
"На новой волне возмущения какой-то эффект в плане атмосферы удалось создать уже сейчас, – уверена Евгения Литвинова. – Это было видно по псковскому фестивалю ("Заповедник имени Сергея Довлатова". – Прим. ред.), когда многие участники отказались ехать туда, – заметила она. – Значит, есть общественное мнение, которое уже сформировалось. Может быть, это повлияет и на Следственный комитет, и на тех, кто принимает решения".
Разными путями
Пикеты – не единственный способ для журналиста попытаться помочь делу чем-то, кроме информационного освещения.
"Первое, что сейчас стоит на повестке дня, – поездка в Псков", – напомнил Андрей Рысев. (24.09 на заседании псковского парламента будет решаться вопрос лишения полномочий депутата Льва Шлосберга, бывшего директора газеты "Псковская губерния". – Прим. ред.)
Портал Colta.ru организовал сбор подписей под обращением к президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву. Российские журналисты просят взять дело Олега Кашина под личный контроль и допросить Андрея Турчака.
"Все средства хороши, когда решаются такие действительно важные вопросы, – уверена Ольга Бычкова. – Потому что необходимо дать понять, что людям не все равно. Пикеты, подписи, воззвания – все что угодно. Что же, просто сидеть и ждать?"
Екатерина Яковлева, Лениздат.ру
Фото Елены Лукьяновой