Разделяй мусор. И властвуй
Избранное из переписки c российскими чиновниками
Почти год экологи Greenpeace собирали коллекцию ответов чиновников на элементарный вопрос: почему в городе не практикуется раздельный сбор мусора? "Новая газета" публикует самые курьезные отписки с комментариями экологов.
Все началось с того, что воктябре 2014 года Гринпис запустил сайт irecycle.ru, с помощью которого отправить письмо мэру с просьбой ввести раздельный сбор и переработку мусора в их городе смог каждый. Сейчас письма отослали более 115 тысяч человек.
Кроме того, Greenpeace отправила во все субъекты Российской Федерации запросы об отношении чиновников к раздельному сбору. Откликнулись и отправили ответы администрации 62 региональных столиц. Отреагировали чиновники по-разному: мэры Екатеринбурга и Петрозаводска пригласили Greenpeace поучаствовать в разработке и внедрении системы раздельного сбора мусора. В столице Карелии, например, уже утверждена дорожная карта по внедрению раздельного сбора, а в детских садах Петрозаводска детей приучают собирать мусор в разные контейнеры.
Собирать мусор в разные контейнеры жителей Петрозаводска приучают с детского сада
В Петербурге над изменениями в программе по обращению с отходами в марте 2015 года усиленно работала группа, куда входили чиновники, бизнесмены, представители Greenpeace, движения "Раздельный сбор" и других НКО. Жители направляли письма губернатору Георгию Полтавченко с требованиями запретить сжигание отходов и ввести раздельный сбор отходов. Готовую программу должны были подготовить к 1 мая 2015 года. В положенный срок, как водится, изменения в программе не произошли. Однако среди чиновников отношение к отходам меняется: если раньше они продвигали технологии сжигания мусора в Петербурге, то теперь – всеми руками за установку контейнеров для раздельного сбора и переработку вторсырья.
Судьба мусора на карте
Отходы разделяются по видам для того, чтобы их можно было переработать, а не просто выбросить. Тогда город меньше загрязняется, а для производства новых вещей, которые по качеству не уступают предметам из первичного сырья, не нужно тратить дополнительные ресурсы. Из отходов вещи рождаются заново: из макулатуры – офисная бумага и пазлы. Из пластиковых бутылок – тазы и даже детские горки, из стекла – стекловата, тарелки, душевые кабины.
В Гринпис создали карту, на которой жители региональных столиц могут посмотреть, как обстоят дела с раздельным сбором и переработкой мусора в их городе. У каждого города свой цвет – в зависимости от того, готовы ли власти внедрять систему раздельного сбора и переработки отходов. Боль Гринпис – города красного цвета, где у власти находятся чиновники, чрезвычайно далекие от темы раздельного сбора и переработки. В лучшем случае проблему отходов они решают неэффективной сортировочной станцией при полигоне, в худшем – вообще выступают за сжигание.
Администрация Калининграда:
"Политика города в сфере раздельного сбора заключается в воспитании санитарной культуры жителей, поэтому мы запланировали обеспечить население информацией о порядке сбора отходов".
Не покидает такое чувство, что чиновники Калининграда живут не в своем городе, а в обособленном мире, где людям надо рассказывать сказки о том, как выбрасывать фантики в ведро. Пока администрация в своих кабинетах усердно эти сказки сочиняла, ассоциация переработчиков отходов Калининграда стала одной из самых известных в России.
Однако весной прошлого года чиновники очнулись, вернулись из своего сказочного мира и, имитируя бурную деятельность, сильной рукой устранили "беспорядки". Только вот рука эта, как всегда, промахнулась: с улиц убрали сетки для сбора полиэтиленовых бутылок, которые предприниматели установили по своей инициативе и, между прочим, за свой счет. Быть может, администрации лучше просто не мешать проектам по раздельному сбору?
Администрация Костромы:
"В 2015 году у нас запустится первый в России автоматизированный мусоросортировочный комплекс. Он будет извлекать до 80% полезных фракций".
Вот кем-кем, а чиновниками из Костромы можно гордиться! Даже лучшие сортировочные комплексы в мире не извлекают из смешанного мусора больше 15% отходов. Процент так невелик, потому что в огромной смеси отходов, к примеру, разбитый градусник распространяет повсюду ртуть. Отходы становятся не просто непригодны к переработке, но и опасны. В самых развитых странах, где уже действует раздельный сбор, перерабатывают только 60% мусора. А Кострома замахнулась аж на 80! Остается большой загадкой, как костромские чудо-чиновники опередят всю планету.
Администрация Петропавловска-Камчатского:
В крае нет потребителей вторсырья, за пределы края его возить невыгодно (Камчатка далеко даже от зарубежья)".
Решая экологические проблемы, администрация руководствуется лишь собственной материальной выгодой. Если вывозом вторсырья займется частный бизнес, это может стать очень даже прибыльным делом. Так, в Мурманске местные предприниматели давно занимаются раздельным сбором, складируют вторсырье и затем делают из него промежуточный продукт для переработки, чтобы выгодно (да-да, именно с получением довольно большой прибыли) продать в регионы.
Администрация Липецка:
"Расширение спектра отдельно собираемых отходов в настоящее время невозможно ввиду ограниченного рынка сбыта вторичных материалов".
От Липецка до Москвы 450 километров. Если бы чиновники Липецка все-таки вышли из своих кабинетов, то наверняка бы удивились, узнав, что завод по переработке "Пларус" в Солнечногорске (Московская область) закупает вторсырье для производства гранул за границей. Если бы администрация Липецка чуть-чуть поднапряглась и организовала на худой конец хотя бы сбор полиэтиленовых бутылок, то "Пларус" мог бы в разы увеличить объем производства. Однако пока никто особо не напрягается.
Администрация Нижнего Новгорода:
"Эксперимент по раздельному сбору мусора положительных результатов не дал. Жители оказались не готовы, использовали контейнеры для общего мусора. Итоги эксперимента свидетельствуют о низкой сознательности населения".
Исследование, проведенное филиалом ГУ НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, показало, что почти 60% населения города готовы к раздельному сбору. При этом, по сведениям Гринпис, почти 45% опрошенных сказали, что именно социальная реклама могла бы стать фактором, положительно влияющим на решение о сортировке мусора. Но чиновники, конечно, понятия об этом не имеют или просто не хотят прислушаться к мнению общественности. Администрация пока готова только обзывать население глупцами. Народ же до поры до времени безмолвствует.
Администрация Челябинска:
"Увеличение количества вывозов мусора при раздельном сборе будет загрязнять воздух выбросами".
Очень "веский" аргумент против раздельного сбора выдвинули суровые чиновники из Челябинска. Гринпис, надеясь, что это шутка, доказывает, что количество вывозов при раздельной системе сбора, как правило, сокращается и уж точно не увеличивается в разы. Можно найти массу способов избежать ущерба от транспортировки отходов. Но в Челябинске не желают начать решать проблему хотя бы со сбора макулатуры.
Администрация Красноярска:
"Возможность РСО (раздельного сбора отходов) зависит от федерального и регионального законодательства, экономики перерабатывающей отрасли, ее состояния. Нет законодательных норм для РСО. Со своей стороны администрация города делает все возможное".
Все рекорды побила администрация Красноярска, потому что чиновники оказались вовсе не в курсе своих полномочий. К примеру, мэры Екатеринбурга, Петрозаводска, Ярославля знают, что могут на городском уровне создавать законодательные нормы для сбора мусора. А администрация Красноярска почему-то обитает где-то за пределами своего города. Возле Красноярска есть как минимум три сортировки, и их представители не раз заявляли о том, что им нужно больше отходов. Долетят ли эти просьбы до администрации – очень большой вопрос.
Ксения Шаповалова
Инфографика/фото/иллюстрации – Гринпис России