Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Секуляризация в действии

11 октября 2015 14:48 / Политика / Теги: абсурд, церковь

Проявит ли Роскомнадзор приверженность Конституции или новым веяниям?

Градостроительно-земельная комиссия Москвы признала нецелесообразным строительство храма в парке "Торфянка", а правительство Петербурга отменило постановление о строительстве храма в парке "Малиновка". О борьбе жителей за сохранение обоих парков не раз рассказывала "Новая газета" – и наконец эта борьба увенчалась победой. Но тут же некий "Православный правозащитный аналитический центр" (ППАЦ) обратился в прокуратуру Москвы и Роскомнадзор, требуя запретить как "антихристианские", "оскорбляющие чувства верующих", "экстремистские" и "ведущие скрытые и явные призывы к свержению госстроя" целый ряд сообществ "ВКонтакте", в том числе группы защитников парков "Торфянка" и "Малиновка".

Среди 75 сообществ, которые требуют запретить "православные активисты", группы "В защиту сквера на Долгоозерной улице", "Против строительства в парке "Южный", "СтопХрам", "Лосиноостровский район: сохраним наши парки", "Я против строительства новых церквей на центральных площадях Рязани" и другие.

Совпадение отнюдь не случайно: потерпев поражение в борьбе с гражданами, отстаивающими свое право на благоприятную окружающую среду, и оказавшись несостоятельными в публичной дискуссии, сторонники "церковно-уплотнительной застройки" пытаются взять реванш при помощи государственного репрессивного аппарата, пустив в ход отработанный за последнее время механизм запретов и блокировок. Недаром в интернете давно уже ходит невеселая шутка о том, что пора заблокировать Роскомнадзор.

"Штурмовик" – о культуре

Истории борьбы за парки "Торфянка" и "Малиновка" очень похожи.

В обоих случаях властями были приняты решения о храмостроительстве на месте благоустроенных зеленых зон, что лишало граждан привычных мест отдыха. Альтернативные варианты – возведение храмов в других местах, не уничтожающих парки, – властями не рассматривались.

Протестующие жители, призывавшие сохранить зеленые зоны и найти для церкви другой участок, были объявлены "безбожниками", "богоборцами", "ненавистниками православия" и даже "организованными силами, которые ставят под сомнение саму необходимость духовного возрождения нашего народа".

В Москве дошло до силовых столкновений защитников "Торфянки" с напавшими на них агрессивными "православными активистами" и асфальтовыми "казаками" (при этом полиция предпочитала задерживать не нападавших, а защитников). В Петербурге обошлось без столкновений.

В конце концов граждане одержали победу – строительство храмов перенесут в другое место, парки будут сохранены. При этом среди защитников парков множество верующих всех конфессий – что не помешало упомянутому ППАЦ потребовать запретить соответствующие группы в социальных сетях как "носящие ярко выраженный деструктивный характер", "оскорбляющие чувства верующих", "нарушающие право на свободу вероисповедания" и даже "возбуждающие ненависть и вражду по признакам отношения к религии".

Донос в прокуратуру и Роскомнадзор, конечно же, составлен с учетом последних веяний политического ветра. Мол, "под видом популистских лозунгов о защите окружающей среды, борьбы с мракобесием, антицерковной агитации ведется подрывная работа в первую очередь среди молодежи, направленная на разрушение культурно-исторических, духовно-нравственных основ общества, составляющих фундамент гражданского правосознания, правовой культуры и, как следствие, безопасности государства".

Ненавистные "православным активистам" группы якобы "ведут скрытые и явные призывы к свержению госстроя, насильственному свержению власти", "не только ведут целенаправленную пропаганду антирелигиозной  деструктивной идеологии в интернете, но также прививают в молодежной среде идеи ненависти, насилия, экстремизма, пренебрежения ко всему, что связано с Российской культурой, историей, государственностью, что в полной мере можно охарактеризовать как широкомасштабную  инспирированную идеологическую диверсию".

Гражданские активисты, по мнению доносчиков, "прикрываясь лозунгами об экологии, организованно противодействуют строительству храмов, имитируют протест жителей и провоцируют к оскорблению верующих граждан, насилию и агрессии по отношению к священникам". И, конечно же, "ряд перечисленных сообществ также носят сатанинский, антигуманный, преступный характер, – в группах призывают к экстремизму и насилию, пропагандируют разврат, агрессию среди молодежи".

Для справки: ППАЦ (ранее не особо заметный в публичном пространстве) создан общественным движением "За Веру и Отечество", которым руководят православные националисты и монархисты, а председатель "Руководящего центра" движения Константин Касимовский имеет в биографии такие примечательные детали, как вступление в 15 лет в печально известную "Память" Дмитрия Васильева и редактирование газеты "Штурмовик".

Теперь все граждане – маргиналы?

Наибольшую ярость, судя по сайту ППАЦ, у них вызывают граждане, защищающие зеленые зоны от храмостроительства, и для них не жалеют эпитетов, называя их "спонсируемыми деструктивными сообществами и политическими силами группировками для организованной борьбы против новых храмов", которые "организуют имитацию протеста, сгоняя на стройплощадку за деньги нанятых представителей маргинальных сообществ – активистов ЛГБТ, сатанистов, панков, бомжей, алкоголиков", и так далее и тому подобное.

Бредовость обвинений "православных активистов" достаточно очевидна. Да, в группах защитников парков свободно звучат и атеистические речи и нередко высмеивается алчность церковников – но статью Конституции о равном праве граждан России исповедовать любую религию и не исповедовать никакой пока что никто не отменял: атеисты у нас в стране пока еще не поражены в правах (хотя серьезно поражены в возможностях). При этом в этих группах нет ничего даже отдаленно похожего на "разжигание вражды" или "экстремизм" и нет призывов к насилию и агрессии (что, напротив, нередко встречается у их преследователей). В рядах защитников парков – отнюдь не маргиналы. А предположение о том, что их нанимают за деньги, является обычной клеветой. Наконец, право граждан на свободу вероисповедания и отправление религиозных обрядов не означает права церковников получить под строительство любой приглянувшийся участок.

Тем не менее считать, что обращение новых черносотенцев с требованием заблокировать группы защитников парков совсем не имеет перспектив, значит быть слишком большим оптимистом. От отечественных правоохранительных органов и тем более от Роскомнадзора в последнее время можно ждать чего угодно.