Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Полицейский? Конечно не виноват!

3 декабря 2015 11:41 / Общество

Оказалось, женщина сама "достаточно много ударялась" о части автомобиля полицейских.

Полиция отказалась возбуждать уголовное дело в отношении старшего лейтенанта Романа Толпеева. Как утверждает Ирада Раджабалиева, Толпеев в июле избил еепри задержании, сопровождая свои действия расистскимивысказываниями. Однако в постановлении написано, что 47-летняя азербайджанка получила многочисленные травмы в результате собственных неосторожных действий: она "достаточно много раз ударялась о части автомобиля".

Ранее мы рассказывали историю владелицы продуктового магазина Ирады Раджабалиевой, которую в июле 2015 года задержал старший лейтенант Роман Толпеев (см. № 80 "Новой"). Задержал якобы за уличную торговлю без разрешения (летом они с мужем вытаскивают фрукты и овощи в шатер, приставленный к их магазину), при этом действуя своеобразно: по итогам инцидента предпринимательница и ее несовершеннолетние дети оказались в больнице.

"Заткнись, сука, или я тебя пристрелю!"

По словам Ирады, все началось с того, что она потребовала объяснить, какие у правоохранителей к ней претензии. На это Толпеев якобы ударил ее кулаком в глаз, а потом стал бить и таскать за волосы.

Собеседница "Новой" настаивает, что полицейские никак свои действия не объясняли: "Ни документов у меня не просили, ни имени не назвали. Рядом в кафе сидели мои дети. Летом у них каникулы, пока я на работе, они рядом. Дети прибежали, кричат. Один из полицейских не подпускал их ко мне. Перед тем как посадить в автомобиль, Толпеев умышленно ударил меня головой о кузов. Я была в таком состоянии, что не могла понять, что произошло, за что, хоть бы что-нибудь объяснили! Когда я оказалась в их автомобиле, Толпеев брызнул мне в глаза газовым баллончиком, от чего я перестала видеть, было больно дышать. После этого в машину запихнули детей, они кричали и просили их выпустить. Толпеев повернул газовый баллон в сторону детей и распылял его секунд десять".

Маму с несовершеннолетними сыном и дочкой тогда доставили в 36-й отдел полиции. Почти сразу на нее надели наручники. "От боли я уже не чувствовала, что он со мной делает, – чуть не плача, рассказывает Ирада. – Просила отпустить хотя бы детей, им было плохо от газа, на что Толпеев сказал: "Заткнись, сука, или я тебя пристрелю". Детей увели куда-то, а меня он затащил в холл перед дежурной частью, где начал оскорблять матом, мол, нерусские, владеете тут всем, понаехали. Затем он затащил меня в дальнюю комнату, где была только раковина (похожа на туалет), повалил на пол и начал бить ногами по голове, по всему телу!"

После "беседы", вспоминает Ирада, старший лейтенант вернул ее в холл дежурной части, где она в наручниках просидела еще два часа. Затем она попросила дежурного вызвать скорую. Сначала ее доставили в офтальмологический центр, так как у нее затек правый глаз, а затем – в Мариинскую больницу, где зафиксировали параорбитальную гематому справа, контузию правого глаза, ушибы мягких тканей, кровоподтеки правой половины груди, в области правого и левого плеч, левого локтевого сустава и т. д.

Почти сразу Раджабалиева обратилась в правоохранительные органы с требованием привлечь к ответственности обидчика. Однако силовики хранили длительное молчание.

"Возможно, полицейский. Возможно, экстремистского характера"

Пока следователи тормозили дело, не отдавая адвокату Раджабалиевых Сергею Егорову постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (он собирался его оспорить), "Новая" исследовала страницу Толпеева в соцсети "ВКонтакте". Там обнаружилась масса картинок расистского задержания, в том числе призывы бороться с нелегальной иммиграцией легальным нацизмом и "отстреливать чурок".

Мы нотариально заверили скриншоты демотиваторов и обратились в прокуратуру Петербурга с требованием провести проверку в отношении Толпеева "на предмет возбуждения национальной ненависти и вражды, а равно унижение человеческого достоинства". В середине ноября начальник отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму С. А. Жуковский сообщил нам, что материалы для проверки "по вопросу распространения в сети Интернет лицом, возможно, являющимся сотрудником УМВД России по Выборгскому району Санкт-Петербурга, информационных материалов, возможно, экстремистского характера", направлены им в ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти. С тех пор – тишина.

Однако наша публикация, вероятно, заставила зашевелиться сотрудников СО СУ СК РФ по Выборгскому району, которые в итоге все же выдали адвокату Раджабалиевых постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. И это фантастический документ!

По стопам унтер-офицерской вдовы

Следователи поверили Толпееву, который поведал удивительную историю. Оказывается, 6 июля 2015 года при осуществлении им служебных обязанностей он в сопровождении двух полицейских-водителей вежливо попросил Раджабалиеву представить паспорт и свидетельство на право торговли. После чего разъяснил ей, что она занимается предпринимательской деятельностью без государственной регистрации. Однако та якобы стала кричать на сотрудников полиции и возмущаться. Далее они посадили женщину и ее детей в служебный автомобиль.

"При этом Толпеев Р. И. пояснил, что, когда они перемещали Раджабалиеву И. Г. от задней двери к боковой, так как последняя сильно сопротивлялась, в том числе пыталась вырваться, размахивая верхней частью корпуса, и в определенный момент, когда они подошли к углу автомобиля, та ударилась правой частью лица в районе лба или височной областью об угол кузова автомобиля", – говорится в постановлении за подписью  следователя СО по Выборгскому району ГСУ СК РФ по Петербургу Р. А. Вольфовского. Также там утверждается, что Раджабалиева, когда ее заносили в кузов автомобиля, "вырвалась и упала на пол автомобиля", ударившись "правой боковой поверхностью тела (груди) об пол". "При этом она еще ударилась ладонями и предплечьем. Таким образом, вырываясь, последняя достаточно много раз ударялась о части автомобиля".

Толпеев сообщил, что "по доставлению в отдел полиции женщину-продавца увели в дежурную часть, а молодые люди остались у дежурной части на скамейке, через некоторое время за ними приехал отец". Силовик также рассказал, что для дочери Ирады была вызвана скорая, которая госпитализировала ее в больницу. При этом Толпеев не уточнил, почему 17-летняя Айтэн попала в медучреждение, если она, в отличие от матери, не вырывалась и, следовательно, не билась о кузов их автомобиля.

Коллеги Толпеева ожидаемо его версию подтвердили. Полицейские же, которые находились в 36-м отделе, куда доставили Раджабалиевых, сообщили, что "видимых телесных повреждений" у Ирады не заметили, зато "у сотрудника ОР ППСП ГУ МВД России по Выборгскому району Петербурга Толпеева Р. И. в области глаза была гематома, последний пояснил, что данное повреждение ему нанесла Раджабалиева И. Г. при задержании".

"В помещении дежурной части к указанным лицам физическая сила не применялась", – заявляет помощник оперативного дежурного 36-го отдела полиции С. В. Стародетская.

К тому же, не преминула заметить Стародетская, в туалет, где Раджабалиеву якобы избил Толпеев, она отправилась сама – "без сопровождения кого-либо из сотрудников".

Врач выездной бригады скорой Д. В. Хмельницкий вообще сообщил, что при осмотре Ирады не обнаружил никаких телесных повреждений. При этом он считает, что Раджабалиева И. Г. хотела преувеличить причиненный ей вред, так как, на его взгляд, она чувствовала себя хорошо.

В конечном счете следователи установили применение физической силы и спецсредств (наручники и баллончик с газом) – однако все якобы в рамках закона. И особенно подчеркнули, что баллончик применялся только к Ираде, а не к несовершеннолетним, то есть "порядок и правила использования специальных средств нарушены не были".

"Установлено, что к Раджабалиевой И. Г. применялся захват за плечи, после чего последнюю против ее воли вели к служебному автомобилю, где последняя, оказывая сопротивление сотрудникам полиции, ударилась о кузов автомобиля правой височной областью лица", – делает вывод следователь.

И что интересно, но ни разу не удивительно: следствие не доверяет показаниям мужа Ирады, продавцов, наблюдавших за инцидентом, поскольку они связаны с обратившейся, однако безусловно доверяет полицейским. В частности, ссылаются на показания Стародетской.

Может, еще с разбегу билась?

Вишенкой на торте может служить отказ возбудить уголовное дело в отношении Раджабалиевой как за то, что она якобы ударила Толпеева в глаз, так и за заведомо ложный донос.

"Возбуждали бы уже на меня дело, что ли? Чего мелочиться-то. Тогда бы и выяснили, кто кого бил, – возмущается собеседница "Новой". – Еще бы до кучи написали, что с разбегу билась об их автомобиль".

Толпеев, по версии следствия, тоже сделал ложный донос, однако в его действиях, как и в действиях Раджабалиевой, не было умысла, ибо доводы обоих основаны на предположениях и заблуждениях.

Выходит, что многократно ударившаяся об автомобиль Раджабалиева еще и спасибо должна сказать полицейским, что не "закатали" ее за ложный донос и применение насилия в отношении представителя власти.