Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Обсерватория на распутье

27 января 2016 17:57 / Общество

Пока весь мир стремится к звездам – мы строим "Планетоград".

Калифорнийские астрономы рассчитали с большой вероятностью, что за Нептуном есть новая планета, девятая в Солнечной системе. Теперь ее предстоит обнаружить визуально. Астрономы Пулковской обсерватории, скорее всего, не смогут участвовать в охоте на планету: ее светимость достигает 22–25-й звездной величины, а через питерские телескопы можно разглядеть в лучшем случае объекты 20–21-й величины. Однако если бы правила, установленные в защитной парковой зоне обсерватории, соблюдались, ситуация могла бы сложиться иначе.

В январе 2015 года в Главной Пулковской астрономической обсерватории запустили новый телескоп метрового диаметра "Сатурн". В 70-х годах он летал на аэростате на высоте 20 км, откуда снимал Солнце. После чего был законсервирован до 2013 года, а затем модернизирован и установлен в Пулково. Сейчас на нем проводятся первые астрометрические наблюдения.

Если затемнить все мешающие наблюдениям объекты вокруг обсерватории, то девятую планету можно было бы и поискать. Иностранные большие телескопы могут с куда большей вероятностью обнаружить новую планету, но из-за размера у них маленькое поле зрения, и им трудно будет измерить ее положение относительно звезд, а значит вычислить орбиту. Тут на помощь как раз могло бы прийти Пулково, так как точность здешних наблюдений сравнима с точностью космического телескопа HIPPARCOS, а высокоточных астрометрических наблюдений питерские астрономы дают больше, чем все остальные российские обсерватории, вместе взятые.

Телескопы ГАО также подходят для микролинзирования, с помощью которого можно обнаружить массивные и невидимые никаким иным способом сгустки материи вроде таинственной "темной материи".

Итак, питерским астрономам есть за что бороться. Но, к сожалению, они проигрывают один бой за другим.

И одной восьмой будет достаточно

В середине нулевых годов согласования по строительству внутри трехкилометровой защитной парковой зоны вокруг обсерватории были чрезвычайно редки. Однако в 2014-м было согласовано сразу несколько строек, что подвело обсерваторию к критической черте. Отметим, что все согласования выдавались с условиями: не светить! Но, как отмечают астрономы, никто в итоге эти условия не соблюдает.

"У нас в стране есть тенденция: воспринимать свет как объективное благо. Чем светлее, тем лучше, – поясняет сотрудник обсерватории Александр Шумилов. – Между тем слишком яркий ночной свет сильно бьет по популяции насекомых, вреден он и для птиц, а у людей провоцирует рак. Ну и астрономы страдают. У нас фонари привычно светят во все стороны, хотя зачем нужно засвечивать небо – непонятно. Мы из обсерватории видим Пулковское шоссе, хотя оно ниже нас. Можно во много раз уменьшить проблему, просто поставив колпаки на фонарях".

Сейчас к Пулковской подкралась самая серьезная беда – жилой комплекс "Планетоград", которому обсерватория ранее согласовала проект планировки территории на 100 тысяч жителей прямо за своим забором, в cамом важном направлении для телескопов. На согласование в ГАО поступил сам проект "Планетограда" – вернее, его часть, один квартал из восьми.

Если проект не будет отвечать требованиям сохранения астроклимата, обсерватория в ближайшее время окажется в сложном положении. Ей придется принять эпохальное для будущего астрономов решение: отказать в согласовании – и тем самым вызвать на себя гнев сильных мира сего или согласовать – и тем самым утратить высокую точность наблюдений и сократить самые ценные научные программы. Итог рассмотрения проекта "Планетограда" обсерваторией стоит ожидать в феврале.