Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Крыша поехала

7 сентября 2016 10:49 / Общество

На активиста движения «Красивый Петербург» напали вечером 10 августа

По пути с работы Вадим Линин обнаружил незаконную рекламу: надпись на асфальте зазывала горожан на прогулки и свидания на крышах. Линин достал из рюкзака баллончик с краской и распылил его на название фирмы и номер телефона. В ту же минуту к Вадиму подошел молодой человек со шрамом на лице и поинтересовался, на кого тот работает. Узнав, что Линин волонтер, мужчина выстрелил в лицо активисту. Как выяснилось позже – светошумовыми патронами. От ожога глаз Вадима спасли очки. За неимением видимых повреждений обращаться в больницу он не стал, но вызвал на место полицию и написал заявление.

За несколько дней правоохранители нашли предполагаемого нападавшего: помогли указанные на асфальте контакты Karlson Tour (кстати, незарегистрированной в налоговой), камеры наружного наблюдения и показания самого Вадима. Подозреваемым оказался сотрудник упомянутой компании, которая проводит экскурсии по крышам. Судя по описанию Олега К. на сайте организации, можно предположить, что он является одним из ее руководителей. Кроме того, он представлен создателем сайта. Тем не менее стрелка не задержали. В ответ на запрос «Новой» ГУ МВД по Петербургу сообщило, что информация о телесных повреждениях Линина из медучреждений к ним не поступала, однако профилактическую работу со вторым участником конфликта все же провели. К. пообещал асфальт не портить, но за своих коллег не ручался. Раскрыть для нас подробности «профилактической беседы» с полицией Олег отказался: сообщения в «ВКонтакте» он читает, но не комментирует.

«Новая» связалась с Karlson Tour, чтобы узнать, работает ли у них Олег К. после нападения на Вадима Линина. Собеседник наигранно удивился произошедшему, но заявил, что К. давно у них не работает, а сайт давно не обновляли (на самом деле недавно на сайт добавлены несколько видеозаписей). Там отказались ответить, размещает ли организация рекламу на асфальте: «Данный вопрос не в моей компетенции», – несколько раз повторили корреспонденту и поспешили распрощаться.


Тем не менее есть все основания полагать, что Олег К. продолжает там работать: в регулярно обновляемой группе «Карлсона» численностью две с лишним тысячи человек он является администратором. Там же есть и расценки: 4 тысячи рублей за «свидание на крыше», тысяча – за «встречу заката и рассвета», две тысячи – за «Алые паруса».


Вадим Линин связывает безнаказанность с тем, что судебные перспективы у следствия туманны. Стрелявший пойдет на попятную, а самое тяжкое, что грозило бы ему, – обвинение в мелком хулиганстве. Но Линин видит и прогресс: раньше после подобных нападений полиция и пальцем не шевелила бы.

Тем временем попытки чиновников освободить город от незаконной рекламы терпят поражение. Еще в 2014-м в первом чтении ЗакС принял законопроект о системе автодозвона («автоматический неоднократный вызов абонента путем дозвона на его номер телефона»: после десятка звонков компания вынуждена сменить номер, поскольку клиенты не могут до нее дозвониться, а реклама становится неактуальной) по номерам организаций, рекламирующих интимные услуги. Закон так и не приняли. В 2015 году активисты движения «Красивый Петербург» также сообщали, что Комитет по информатизации занимается согласованием этой системы, но в итоге город пожалел на нее одиннадцати миллионов рублей в год. В конце августа последнее предложение по борьбе с рекламой на асфальте сделал вице-губернатор Николай Бондаренко, который призвал уничтожать ее с помощью газовых горелок, растворяющих краску. Для этого он рекомендует задействовать некие «передвижные посты».

Между тем в минувшую пятницу, по словам Линина, с газовыми баллончиками напали еще на двух активистов «Красивого Петербурга», уничтожавших объявления. Если полиция и дальше будет игнорировать эти случаи, число волонтеров может заметно снизиться, а без гражданского общества властям в этой схватке, похоже, не устоять.