Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Мадам, уже падают листья

14 сентября 2016 00:56 / Политика

Глава Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Евгений Андреев, у которого «Новая газета» обнаружила бизнес в Чехии, по-прежнему остается на государственной службе, несмотря на представление прокуратуры

Ответ из областной администрации на вопрос, какие меры будут приняты к чиновнику, нарушившему закон, мы ждали без малого полгода. Хотя по закону должны были получить его в течение семи дней. Начали ждать, когда еще не распустились почки на деревьях. Наш запрос теряли, отвечали настолько не по сути, что даже смешно, все время вежливо извинялись и просили еще немного подождать. Где-то на четвертом, простите, месяце мы безудержно веселились, когда видели, что звонит «ответственный исполнитель». Они, к слову, постоянно менялись. В результате 13 сентября, когда с деревьев уже падали листья, мы узнали, что по результатам внутренней проверки обладминистрации чиновник закона не нарушал, поскольку в установленный срок «принял все необходимые меры по отчуждению долей участия в коммерческих организациях».

Теперь ход за прокурорами – ведь именно они направили губернатору области представление, где черным по белому написано, что «Андреевым Е. Л. допущено нарушение антикоррупционного законодательства». Либо они бесславно признают, что ошиблись, либо свяжутся с чешскими налоговыми органами.

В конце марта 2016 года мы опубликовали расследование о бизнесе председателя Комитета по природным ресурсам Евгения Андреева. Как следовало из открытых источников, 23 октября 2006 г. Евгений Львович Андреев, 1964 года рождения, учредил в Чехии коммерческую организацию GEKAREAL s.r.o. (фирма занимается арендой недвижимости, квартир и офисных помещений). Андреев, находящийся на госслужбе с 2012 года, передал свою долю в компании GEKAREAL s.r.o. и перестал ею управлять только летом 2014-го.

Как выяснила «Новая», долю в компании он передал близкому другу Павлу Дюкареву. Адрес офиса структуры GEKAREAL s.r.o. полностью совпадает с адресом квартиры чиновника в Праге. Наши коллеги 28 марта 2016 г. туда наведались и сделали несколько фотографий. По чешскому законодательству собственники обязаны указывать, кто проживает в помещении. Так вот, в нашем случае на табличке было написано ANDREEV/GEKAREAL.

Тогда же мы рассказывали, что чиновник, по информации из реестра, владеет 10% и управляет с 25 июня 2014 г. коммерческой компанией AMA Victory Service s.r.o. (профиль аналогичный). Его партнером значится Ян Пешта (он же управляет GEKAREAL s.r.o.).

В апреле прокуратура Ленобласти установила, что, оформляясь на работу в правительство, Андреев не сообщил, что у него есть бизнес в Чехии. В 2014 году он опять утаил этот факт, когда стал председателем Комитета по экологическому надзору.

После того как в дело вмешалась прокуратура, пресс-служба правительства Ленобласти распространила сообщение, что еще до появления прокурорского представления Андреев якобы написал заявление в контрольно-ревизионное управление Ленинградской области с просьбой проверить факты, изложенные про него в «Новой газете». В администрации 47-го региона, которую наше издание закидало многочисленными официальными запросами, нас кормили «завтраками», а потом и вовсе заявили, что с результатами внутренней проверки, инициированной самим Андреевым (sic!), можно будет ознакомиться… в конце августа.


Время шло. Мы даже успели побывать в Праге и убедиться, что Андреев сменил табличку у своего подъезда, убрав упоминание коммерческой структуры GEKAREAL s.r.o. и став просто ANDREEV.


В начале сентября, когда все разумные сроки уже вышли, мы направили в администрацию письмо, перечислив нормы закона, которые, по мнению прокуратуры, нарушил Андреев. Мы же хотели знать, почему Александр Дрозденко проигнорировал представление прокуратуры, оставив в должности нарушителя антикоррупционного законодательства. «Является ли игнорирование прокуратуры и протекция нарушителю законодательства РФ сознательной политикой действующего главы Ленинградской области?» – спрашивали мы.

Ответа пришлось дожидаться снова дольше положенного законом срока, однако внезапно он все же пришел. Если вкратце Андреев ничего не нарушил. «Андреевым Е. Л. во исполнение требований законодательства о противодействии коррупции в срок, установленный нормами названного закона, приняты все необходимые меры и осуществлено отчуждение долей участия в коммерческих организациях GEKAREAL s.r.o. и AMA Victory Service s.r.o.», – сообщили «Новой» в правительстве Ленобласти.

Мы неоднократно рассказывали о том, что в Чехии прекрасные публичные реестры юридических лиц и по ним всегда все можно отследить. Областные чиновники то ли не поверили, то ли слишком плохого мнения о чехах. Проблема для Андреева в том, что любому человеку не составляет труда узнать, когда именно произошло «отчуждение долей» бизнеса, – вся информация в открытом доступе.

Ранее мы рассказывали, что чиновник приобрел долю в AMA Victory Service s.r.o. и стал директором коммерческой структуры 25 июня 2014-го. И теперь, если верить обновленным данным торгового реестра Чехии, выясняется, что управлял чиновник компанией ровно три дня.

А произошло это так. 21 марта 2016-го волонтер «Муниципального сканера» Михаил Маглов направил заявление в прокуратуру Ленобласти, 30 марта вышло расследование «Новой», 22 апреля прокурор ответил Маглову – подтвердил нарушение Андреевым антикоррупционного законодательства. И в этот же день (так совпало!) в городской суд Праги пришел документ, созданный 6 апреля 2016-го (то есть ровно через неделю после публикации «Новой»), от господина Яна Пешты, в котором он уведомил, что данные в реестре неверные, поскольку 28.06.2014 Андреев передал Пеште свою долю AMA Victory Service s.r.o. И сейчас только он, Пешта, представляет компанию. Тогда же, 22 апреля, в суд поступил тот самый документ от 28.06.2014, в котором Андреев передает свою долю. Зачем некий Пешта два года держал такой важный документ дома под матрасом и почему вспомнил о нем только в апреле 2016-го, мы можем только догадываться.

По мнению заместителя генерального директора «Трансперенси Интернешнл – Россия» Ильи Шуманова, российским прокурорам теперь следует обратиться в чешские налоговые органы и выяснить, снят ли Андреев с налогового учета (и если да, то когда). Кроме того, надзорному ведомству необходимо узнать, каким образом чиновник отчуждал свою долю: если на возмездной основе, то он является выгодоприобретателем и, соответственно, должен был заплатить налоги (опять же когда – в июне 2014-го?). «Деньги всегда оставляют следы. Нужно проследить всю цепочку, – объясняет Шуманов. – Если же Андреев остался налоговым агентом, то у него автоматически счета в Чехии, что по закону запрещено».

Шуманов подчеркивает, что в данной ситуации прокуратура, вынесшая представление, либо должна признать, что ошиблась (а это маловероятно), либо обратиться в суд с требованием о понуждении Андреева на увольнение.

2 сентября глава пресс-службы губернатора Екатерина Путронен, устно отвечая на наш вопрос о результатах проверки (аудиозапись имеется в редакции), располагала немного иной информацией. Если в официальном ответе утверждается, что Андреев ничего не нарушал и вообще без пяти минут херувим, то ранее чиновница сообщала о другом: «Проверка показала, что на данный момент никаких нарушений у Андреева нет, однако на момент поступления его на госслужбу они действительно были». Однако при этом добавляла: «Но дисциплинарную ответственность Андреева определит наш кадровый совет (при губернаторе Ленинградской области. – А. Г.). Совет собирается раз в квартал и, соответственно, по текущему кварталу соберутся в сентябре».

Каким образом официальная позиция изменилась чуть больше чем за неделю, не совсем понятно. В идеале, конечно, посмотреть бы сам акт о результатах проверки. Вера на слово – дело неблагодарное.

– А представление прокуратуры в ведро полетело? – уточнила «Новая».

– Прокуратуре ответили, что администрация имеет другой взгляд на собственно наказание, – заявила Путронен. – Этот вопрос находится в введении администрации. Прокуратура попросила разобраться, администрация разобралась и ответила.