Крестовый поход троллей
Медийная поддержка истории с Исаакием – пример из учебника по ведению информационной войны.
Несмотря на то что, по словам представителей РПЦ, за передачу собора-музея в их распоряжение выступают «миллионы верующих», голос последних на уличных акциях едва различим, если не вовсе неслышим. Совсем по-другому выглядит ситуация в интернете, где за дело привычно взялись обитатели дома на ул. Савушкина.
На передовой
«Всплеск ботов и троллей возрос после размещения петиций «За сохранение собора» и «За отставку губернатора Полтавченко», – рассказал «Новой» администратор группы «Сохраним Исаакиевский собор» Егор Алексеев. – Наибольший пик активности наблюдался накануне субботнего мероприятия на Марсовом поле. Распространялись призывы не ходить на «несогласованный противозаконный митинг», а также фейковые скрины диалога Ильи Яшина и Андрея Пивоварова (одного их организаторов митинга, сопредседателя петербургского отделения ПАРНАС – Прим. ред.). Подписчики также жаловались мне и на наличие угроз в адрес активных участников группы».
Из «переписки» двух оппозиционных политиков
«От кого храм Защищаем?»
Первоначальную стратегию «сторонников» передачи храма определила публикация в издании «Интересант» (по некоторым данным, это СМИ было запущено при участии бывшего вице-губернатора Петербурга Василия Кичеджи). 18 января здесь выходит материал «Бухгалтерия Бурова», авторы которого обвиняют директора ГМП «Исаакиевский собор» в чрезмерных тратах бюджетных средств. В тот же день информацию оперативно подхватывают тематические сообщества «Церковь в Петербурге», «Сорок сороков» и другие.
Простой поиск в Google по фразе «тратит сотни миллионов рублей на огромные зарплаты сотрудников» выдает десятки однотипных комментариев в различных соцсетях: «ГМП «Исаакиевский собор» тратит сотни миллионов рублей на огромные зарплаты сотрудников, медицинские страховки, международные командировки, транспортные услуги и т. п. У монахов-настоятелей, послушников такой статьи вообще нет», – словно под копирку повторяют авторы постов.
Однако разбираться в тонкостях бухгалтерии простому пользователю некогда, да и не особенно интересно. Поэтому чуть позже появляется другой тезис, в итоге ставший основным: храм – это дом бога, наместником которого выступает РПЦ. Поэтому противиться передаче храма – значит ни много ни мало вступать в поединок с небесами.
«Больно смотреть, как святыни попирают ради денег! – написал пользователь с говорящей фамилией Владимир Храмов. – Кто-то баламутит воду исходя из личных интересов, чтобы собор оставался музеем, а простой народ ведется – попав под влияние инфовойны. А собор вернулся туда, где ему и место, под покровительство Всевышнего».
«Сейчас количество участников сообщества перевалило за 2000 человек и стремительно растет», – продолжает Егор Алексеев.
И это с учетом того, что администраторы едва успевают блокировать пойманных за руку нарушителей: «Как правило, вычислить тролля несложно. Помимо неадекватного поведения, оскорбления оппонентов, перехода на личности и стремления увести разговор от сути, личная страница тролля зачастую не содержит каких-либо контактных данных, личных фото или записей. А на аватарке вместо собственного фото – медийное лицо (Путин, Шойгу), символика движения: от георгиевской ленты или имперского флага что-либо лозунговое, например Save Donbass, «Родина. Свобода. Путин».
***
Тем временем в самой РПЦ свой вклад в информационные баталии внесли по старинке: на станциях метро в центре города начали распространяться листовки с рекламой Исаакиевского собора. «Снова возрождены ежедневные Богослужения», – сообщает текст флаера, что также является дезинформацией: службы в Исаакиевском соборе не прекращались. (Сохраняем орфографию оригинала.)
Флаер, распространяемый на станциях метро // Фото: babs71.livejournal.com