Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Революционный бренд

14 апреля 2017 10:07 / Общество

Титул-штамп «колыбель революции» Петербург носит уже век. Интересны эти революции не всем, но энтузиасты пытаются напомнить нелюбопытным о переломной вехе, 100 лет назад всколыхнувшей страну.

«Наши покупают Путина и Петра I. Американцы и европейцы берут матрешки Путина с Обамой или медведем. Китайцы – самый сложный клиент: не берут ничего, только павловопосадские платки», – рассказывает продавец Кирилл в подземном переходе на Невском. Кирилл торгует сувенирами с 2008-го. Отечественное, с Николаем II, приобретают редко, сокрушается парень, а если покупают, то люди старшего поколения.

Брешь в революционной сувенирной нише пытается заполнить 34-летний историк Михаил Тимофеев. Он делает магниты на холодильник с трамваями, кораблями ну и с революционной символикой. Правда, Ильич с «Авророй» спросом не пользуются. В крупных сувенирных магазинах «Новой» подтвердили: нет, говорят, спроса на революцию, вот разве что Ильич. Интерес к революционному прошлому у горожан и туристов весьма скромный.

27-летний историк Иван Буренин решил популяризовать историю в виде игры. Раньше молодой историк с усами, как у Чапаева, работал в лицее, был экскурсоводом, теперь репетиторствует. На столе у него лежат пластмассовые солдатики: витязь и половец. Иван говорит, что нередко включает игру в занятия – так и веселее, и усваивается лучше. Ну, например, раскулачить соседа удобнее в игровой форме.


«Интерес к истории есть, – говорит Иван. – Проблема в том, что этот интерес удовлетворяют не профессионалы, а любители альтернативной истории за счет фэнтези. А интерес, хочется верить, сильнее к науке. Игра – интересная подача. Я старался сделать ее максимально историчной».


В конце прошлого года Иван вспомнил, что грядет юбилейный 2017-й. За новогодние каникулы составил правила игры. Друг нарисовал макет-карту. Иван раскладывает картонную карту – игровое поле – Петрограда 1917-го. Она стилизована под рукописный документ, составленный карандашом где-то в штабе: топонимы все исторические. Достает фишки: красные и белые. Соответственно, противостояние революционеров и временного правительства. Параллельно идет борьба за влияние в Петросовете. Каждый ход – месяц революционного года. На коробке – кустодиевский «Октябрь в Петрограде».

Иван Буренин // Фото: vk.com

Спрашиваю, кто из исторических деятелей Ивану ближе. «Левые, – признается он. – Но я не хочу делать игру, в которой обязательно победят революционеры или непременно проиграют. Все зависит от умения игроков. То есть в итоге либо правительство арестовывает революционеров, либо они – правительство».

Иван говорит, что его начинание близко молодым учителям-историкам. Он хотел собирать деньги краудфандингом, но не вышло. Планирует печатать игру на свои и по возможности бюджетно. Он обратился к коммунистам, предложил игру, благо воскреснут Ленин с Троцким. Молчат коммунисты. Спонсоров искать не хочет: боится, что те начнут диктовать условия. Понятно, что чаще, смеется Иван, игроки хотят быть… революционерами.