Борис Вишневский: Точка кипения, или Так начинается Майдан
В среду, 28 июня, Законодательное собрание принимает в третьем чтении изменения в Генеральный план Петербурга.
Больше всех им «обрадуются» жители Красногвардейского района, которые в последние недели доведены почти до точки кипения готовящимися изменениями.
А именно – прокладкой так называемого Восточного скоростного радиуса мимо жилой застройки на Хасанской улице и возвращением в деловую зону участка в парке «Малиновка», где собирались строить пресловутый храм, а потом, под давлением жителей, решение отменили.
Ну и в качестве вишенки на торте тех, кто живет в районе Малиновки, – на полтора года жителей лишают трамвайного движения в связи с «модернизацией трамвайной сети».
Теперь по порядку.
ВСР – масштабный, но плохо проработанный проект, страдающий массой недостатков.
Во-первых, он, как и его брат-близнец «Западный скоростной диаметр», будет дорогостоящим и платным для водителей. При этом городской бюджет должен обеспечивать гарантированную (независимо от числа проехавших машин) прибыль частникам, которые будут строить и эксплуатировать дорогу. Соответствующие гарантии для ЗСД в 2017 году обходятся бюджету примерно в 7,5 миллиарда рублей.
Во-вторых, трасса ВСР пройдет практически под окнами домов на Хасанской улице. При этом роза ветров в этом районе такова, что большую часть выхлопных газов понесет на жилые дома.
Весной жители района пришли на публичные слушания по генплану и дружно потребовали изменить трассировку ВСР. В том числе вообще отложить решение этого вопроса до следующего генплана (его примут в 2018 году), и за это время проработать альтернативные варианты прохождения трассы, проведя необходимые экологические экспертизы.
Эти предложения включили в протокол слушаний и... оставили практически все как есть. Чиновники исключили из проекта ВСР одну транспортную развязку, сохранив прохождение трассы вдоль Хасанской, и стали на всех углах заявлять, что «учли мнение жителей». Предложение отложить вопрос до следующего генплана было отклонено.
Теперь об истории с Малиновкой. В результате четырехлетней борьбы удалось добиться отмены решения правительства города о строительстве в парке огромного собора и предоставления для него другого участка. В Правила землепользования и застройки было внесено ограничение высоты строительства не более 5 метров на территории в парке, ранее выделенной для собора.
Городская рабочая группа по зеленым насаждениям рекомендовала перевести эту территорию в статус зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП), защищенных от любой застройки.
Наконец, губернатор Георгий Полтавченко (ранее публично обещавший, что никакой застройки Малиновки не будет) внес в ЗакС проект изменений в генплан, где бывшую «соборную» территорию в Малиновке наконец переводили из деловой зоны в рекреационную.
Казалось бы, поставлена последняя точка? Но нет, при втором чтении генплана появилась поправка единороссов, возвращающая многострадальную территорию обратно в деловую зону, якобы по просьбе неких жителей. Хотя, как уже сказано, выделен другой участок, где появление храма не уничтожает зеленые зоны и не вызывает протестов.
В случае с упомянутым ВСР мнение жителей, требующих изменить трассу, было проигнорировано депутатами. Бороться за Малиновку пришлось несколько лет – при этом, несмотря на 30 тысяч подписей в защиту парка, ЗакС не принял ни одного (!) решения о защите Малиновки, отклоняя и предложения об установлении на этом месте рекреационной зоны в генплане, и предложения о переводе этой территории в ЗНОП. А тут безымянным жителям решили немедленно пойти навстречу – 38 депутатов дружно поддержали соответствующую поправку...
Понятно, что не в жителях тут дело. И не в стремлении прогнуться перед церковью, потому что практической пользы для РПЦ от этой поправки – ноль.
Никакого строительства никакого храма в Малиновке быть не может – мешает пятиметровое ограничение высоты.
Возникает естественный вопрос: с какой целью решили обратно поменять генплан?
Единственный логичный ответ – чтобы показать кукиш Смольному. Вот вы пошли навстречу жителям, согласились установить в Малиновке рекреационную зону – а мы не позволим! Ничего, что РПЦ это не поможет, зато покажем, что мы круче.
Заметим: жителям это надувание щек по барабану: они не погружаются в политические дебри. Они видят одно: что на их мнение демонстративно плюют. И реагируют так, как нормальный человек реагирует на наглый и циничный обман: ищут способ выразить свой протест и возмущение.
Майдан (которого так боится российская власть) начинается не по планам Госдепа и не на деньги, присланные из-за рубежа. Майдан начинается тогда, когда власть доводит людей до точки кипения.