Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Обсудили и хватит

12 февраля 2018 10:39 / Общество

Концепцию развития Российской национальной библиотеки приняли без участия несогласных.

9 февраля, в день визита министра культуры Владимира Мединского, главное здание РНБ на площади Островского оказалось закрыто на внеочередной санитарный день. Никто из опрошенных «Новой» сотрудников библиотеки, ранее публично критиковавших концепцию, приглашение на встречу с чиновником не получил.

Официально речь идет о том самом документе, который выложили на сайте Публички еще в середине прошлого года в ответ на давление общественности. Позже концепция не раз подвергалась резкой критике, в том числе и на слушаниях в петербургском ЗакСе, где против ее принятия выступили эксперты библиотечного дела, ученые и депутаты.

«Какой окончательный вариант утвердили 9 февраля, мне лично неизвестно, – рассказал «Новой» заведующий научно-методическим отделом РНБ Сергей Басов. – Надеюсь, что, как порядочные люди, они должны были рассматривать ранее опубликованный документ. Но уверенности в этом у меня нет».

По словам Басова, активная группа сотрудников Публички восприняла визит министра как «очередной виток имитации демократических процессов»: «Теперь [директор РНБ] Александр Вислый может с гордостью объявить, что документ прошел все стадии обсуждения – и на ученом совете, и на библиотечном форуме, и у депутатов...»

Остается просто закрыть

«Новая» уже рассказывала, что одной из главных претензий к авторам концепции было отсутствие в ней конкретики. Так, главному корпусу Публички документ сулил «реставрацию с элементами реконструкции» вместе с «расширением спектра информационно-библиотечных услуг». Что скрывается за этими формулировками – можно только гадать.

Своя версия есть и у общественных зaщитников Публички: по их мнению, под видом временного перемещения фондов РНБ в корпус на Московский проспект Александр Вислый занимается расчисткой дорогих площадей в центре города под проведение коммереческих мероприятий. Внезапно эта догадка нашла подтверждение... из уст Владимира Мединского на совещании 9 февраля (аудиозапись есть в редакции. – Прим. авт.).

«Я могу привести примеры нескольких московских коммерческих компаний, которые успешно организуют платные лекции писателей, продавая на них билеты по 3–5 тысяч рублей, – заявил министр культуры. – Почему это не происходит в стенах библиотек с пользой для библиотек, я не понимаю. Я не знаю, какого пинка нужно дать руководителям наших библиотек».


«Сдачей только под банкеты и презентации Пашкова дома (здание в составе Российской государственной библиотеки в Москве. Прим. авт.) мы далеко не уедем», – заключил Владимир Мединский.


По итогам совещания Александр Вислый получил задание разработать план реализации принятого документа – эта процедура займет от полугода до года. «Нужно [как можно скорее] вступать в стадию проектирования и реконструкции центральных зданий, – объявил директор РНБ. – Другого варианта нет, иначе остается просто закрыть».

Пространство, свободное от книг

На кулуарный характер принятия важнейших для судьбы библиотеки решений отреагировал Общественный комитет спасения РНБ, куда входят писатели, журналисты и ученые Петербурга: «Одним из последствий задуманной Мединским и Вислым реформы станет то, что второе здание РНБ, построенное на Московском проспекте, которое изначально было предназначено для новых поступлений, будет заполнено старым фондом, туда же переедут и «выкинутые» из главного здания сотрудники. Хранить новые книги будет просто негде, что ставит крест на дальнейшем развитии РНБ как крупнейшего национального и мирового книгохранилища», – говорится в обращении активистов к президенту Путину.

«Ясно, что старой идее превращения главного здания в пространство, свободное от книг, придали новое дыхание, – прокомментировал «Новой» итоги заседания член комитета историк Даниил Коцюбинский. – Мы должны четко понимать: главный корпус РНБ на сегодня просто не приспособлен (не может и не должен быть приспособлен) для того, чтобы реализовать бредовую, коммерчески ориентированную программу министра Мединского. Я уж не говорю о том, что реконструкция памятников архитектуры попросту незаконна».