Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»
Не себе, а детям
Фото: Александра Лимарева / «Новая в Петербурге»

Не себе, а детям

29 октября 2019 10:14 / Культура

Закрытие Большого детского фестиваля на Культурном форуме поможет взрослым вспомнить о детских проблемах.

В этом году в Петербург из Столицы приедет Большой детский фестиваль. 15 ноября пространство «Севкабель» полностью займет выставка-презентация Russian Kids Case, а закрывать фестиваль и вручать награды организаторы планируют на Культурном форуме. По мнению Сергея Безрукова — худрука Московского губернского театра (МГТ), на сцене которого и родился фестиваль — расширяться необходимо, «иначе все это может уйти в песок».

Большому детскому фестивалю всего год, но к второму сезону количество заявок на участие в нем выросло в полтора раза — 228 детских театров выразили желание показать свои постановки на сцене МГТ. Из них было отобрано более 30-и, которые вскоре смогут побороться за Премию Правительства России размером в три миллиона — небольшие деньги для московских проектов, но спасительные — для детского регионального театра.

«Это практически стоимость постановки спектакля, — рассказывает Сергей Безруков. — Поверьте, региональным театрам, особенно детским, действительно сложно жить: проблемы с оснащением, капитальным ремонтом....


Пока есть ко мне интерес и внимание, я буду об этом кричать, потому что за детский театр нужно драться».


В этом году фестиваль проходит при поддержке фонда президентских грантов, однако деньги, которые проект получал в течение двух лет, заканчиваются. Поэтому, по мнению Безрукова, борьба за детский театр начинается именно с финансирования: «У нас же считается, что раз два года помогали, то все, хватит, дети выросли. Но ведь подошли другие! Господа, мы же трудимся в этом отношении неустанно — для детей нужно постоянно, ежегодно и в большем объеме, чем для взрослых».

Пока решается вопрос, кто заплатит за представления в следующий раз, Московский губернский театр и другие площадки готовятся отдать кресла школьникам и их родителям на весь период осенних каникул. Некоторые из мероприятий будут проведены специально для детей из малоимущих семей — например, ледовое шоу «Щелкунчик» от режиссера Ильи Авербуха.

Пресс-конференция Большого детского фестиваля в Петербурге. Фото: Александра Лимарева / «Новая» Пресс-конференция Большого детского фестиваля в Петербурге. Фото: Александра Лимарева / «Новая»

В программе фестиваля классический театр соседствует с цирком и анимацией: представляя проекты в самых разных жанрах, организаторы собираются познакомить и их создателей между собой. Выставка Russian Kids Case в «Севкабеле» пройдет в формате постоянного взаимодействия с артистами и публикой — дети смогут стать частью театрального или анимационного перформанса, а взрослые — встретиться и обсудить профессиональные проблемы.

«Люди из театра вообще не общаются с людьми из, например, анимации, и у них на этой площадке будет возможность увидеть друг друга и придумать новые совместные проекты. — объясняет куратор выставки Наталья Сергиевская. — Это формат абсолютно новый: участникам — а их будет около 50 — придется весь день одновременно вести диалог и с родителями, и с детьми, и с министрами о том, почему они важные и интересные».

Очевидно, что мультижанровость фестиваля диктуется не только необходимостью объединить театралов, циркачей и аниматоров, но и заинтересовать самого главного участника — маленького зрителя, которого стало чрезвычайно трудно удивить обыкновенными куклами и клоунами.

«С каждым годом детский интерес все больше увеличивает их потребность смотреть яркие, зрелищные шоу, — говорит Сергей Безруков.


— Есть, конечно, спектакли, которые потрясающие и без спецэффектов, но, тем не менее, вся та модернизация, которая сегодня идет во взрослом театре, она в сто раз нужнее театру детскому».


Организаторы фестиваля согласны на модернизацию инструментов, но никак не сути сценический произведений — на проект специально отбирались классические постановки, и увезти домой три миллиона призовых денег можно будет только за «Лучшую театральную постановку по произведениям русской классики». Такой решение сам художественный руководитель объясняет потребностью самого зрителя. По его мнению, в регионах крайне настороженно относятся к «новоделам», отчего взрослые часто отказываются вести ребенка в театр: «Настало то время, когда взрослые требуют, чтобы все было «как в книге», чтобы они не боялись привести ребенка в театр на «Капитанскую дочку», которая может оказаться трансвеститом, переодетым в костюм Машеньки, а Пугачев может полюбить Гринева не просто за заячий тулуп».

Если в выборе между современностью и классикой последнее слово за взрослыми, то победителя самого фестиваля определят дети: 15 ребят от 6 до 16 лет, которые в большинстве своем активно занимаются музыкальным творчеством. А в роли председателя жюри — 11-летняя участница шоу «Голос.Дети» Ярослава Дегтярева.

Фото: Александра Лимарева / «Новая» Фото: Александра Лимарева / «Новая»

Но для того, чтобы детский театр становился лучше, ему, для начала, надо быть. Поэтому рассказать о проблемах региональных детских театров и напомнить о фестивале, чье финансирование подходит к концу, Сергей Безруков собирается в последний день Культурного форума. Театр, чья постановка будет признана лучшей по мнению детского жюри, получит свои приз из рук Министра культуры Владимира Мединского. «Почему именно Культурный форум? Здесь собираются солидные люди, а общаться с ними для нас очень важно», — объясняет худрук.