Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Масло в кружевах

15 июля 2002 10:00

Нет-нет, да и возникнет впечатление, что какой-то из регионов России хочет стать государством в государстве, потому как живет по одному ему известным законам. К примеру, Вологодская область. Основной тезис тамошнего губернатора звучит так: «Предприниматели здесь должны жить по закону региона».



В доме, где резной палисад
Что мы знаем о Вологде и Вологодской области? То, что там делают Вологодское масло, а еще есть песня про домик с резным палисадом. Полистав региональные газеты, мы увидим, что в Вологде настоящий рай, а губернатор просто ангел. Все местные СМИ поют ему панегирики. А между тем в области умирает металлургический комплекс, отсутствуют необходимые лекарства, люди не получают зарплату, производство падает, и даже инвестиции уже не помогают. Да и не хотят их уже давать, потому как деньги уходят неизвестно куда. При этом государственный долг Вологодской области увеличился за прошлый год на полмиллиарда рублей. Но чиновники Вологодской области считают, что это не катастрофа, и область не превышает федеральных нормативов по этому показателю.
В прошлом году, когда «Северсталь» предупредила областные власти о приближающемся кризисе в металлургической промышленности, вологодские чиновники во главе с губернатором сообщили, что к кризису давно готовы, потому как все остальные отрасли активно развиваются. Однако на поверку оказалось иначе. Только за первый месяц этого года вологодские предприятия легкой промышленности сократили выпуск продукции на 22,3%. Лесная промышленность сократилась на 11%, стекольная - на 14%, производство льняных тканей - на 24%, подшипников - на 17, деловой древесины - на 15, хлеба - на 11, пиломатериалов - на 10%.

Дед Мороз и все, все, все
Слова вологодского губернатора о том, что Вологда - это столица русского льна, тоже остались словами. В этом году посевы льна сократились на треть, а рабочие леспромхозов уже несколько месяцев сидят без зарплаты.
Наряду с этим губернатор Вячеслав Позгалёв превращает Великий Устюг в родину Деда Мороза, собирается строить в том же Устюге завод игрушек и возводить на Вологодчине новый Целюлозно-бумажный комбинат. А в это время «Северсталь» покидает Вологодскую область и переводит головной офис в Москву, а река Пельшма превращается в мертвую зону из-за отсутствия очистных сооружений. Торги по продаже государственных пакетов акций целого ряда промышленных предприятий не состоялись. А бизнесмены предпочитают вкладывать деньги в другие области, опасаясь вкладывать их в этот регион...
Еще одна деталь, в принципе не столь кричащая, но красноречиво свидетельствующая о ситуации в Вологде. В феврале этого года под председательством вице-губернатора Ивана Позднякова прошло заседание комиссии по организации летнего отдыха детей и подростков. Чиновники были вынуждены признать, что денег не хватает даже на самое необходимое. Расходы на детей урезали на 15 миллионов, а Поздняков заметил, что, возможно, придется уменьшить количество детей, которые смогут пройти оздоровление. Тогда же правительство области обнародовало информацию о поступлении доходов в областной бюджет за первую неделю февраля. В казну поступило 16 миллионов 700 тысяч рублей, что на 11% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом на оплату труда было направлено 25 миллионов рублей, что составляет 26% от месячного лимита... Выводы каждый может сделать сам. Перечисление всевозможных проколов и неприглядных действий вологодских чиновников может занять не одну страницу...
Шесть лет назад, когда Позгалёв возглавил администрацию Вологодской области (он сменил отданного под суд Николая Подгорнова), перед краем стояли те же самые вопросы, что и сегодня. Во-первых, бесконечные задержки зарплат бюджетникам. Во-вторых, огромный дефицит бюджета. В-третьих, тотальный спад производства практически во всех отраслях и едва ли не полный развал лесоперерабатывающей и легкой промышленности...

Соседи
А в то же время европейские банки, работающие в России, проявляют интерес к инвестициям в экономику Архангельской области, которая, к слову, граничит с Вологодской. В Архангельскую - да, в Вологодскую - нет. По словам вице-президента Креди Лионэ Русбанк Роже Делуса, европейские банки с интересом знакомятся с бизнес-планами ведущих предприятий Архангельской области и намерены инвестировать средства в перспективные проекты.
По мнению архангельского губернатора Анатолия Ефремова, привлекательные проекты для участия евробанков - это строительство железной дороги Карпогоры - Вендинга, газопровода Нюксеница - Архангельск, развитие Архангельского морского порта и Северного морского пути, конверсионные проекты оборонных верфей Северодвинска.
Кроме того, недавно ОАО «Севералмаз» и ФГУП «Машиностроительное предприятие «Звездочка» (город Северодвинск Архангельской области) создали совместное предприятие по огранке алмазов. Что позволит организовать в области полный цикл производства - от добычи алмазов до их огранки и производства ювелирных изделий. В Северодвинске к тому же строятся авианесущие корабли. И в целом, по данным Минэкономразвития, Архангельская область в прошлом году по темпам прироста производства сумела превысить среднероссийский уровень экономического развития.
А вот Вологодская область, располагающая ресурсами ничуть не хуже, чем у соседа, выклянчивает у Всемирного банка 400 миллионов долларов на развитие лесопромышленного комплекса. Только общероссийские гарантии для бизнеса оказываются привлекательнее местных, вологодских правил. Да и вологодский текстиль оказывается никому не нужен, потому что покупателей льнокомбината не устраивает требование об обязательном выполнении 100-миллионной инвестиционной программы. (Само по себе требование абсурдно - собственник должен иметь право сам решать, что ему делать с предприятием.)

«Соколучмебель» - госпредприятие, на которое потрачено около миллиарда рублей, - сегодня практически не работает.
Судский ЛДК уничтожен, у инвесторов похищено больше миллиона долларов. Бывший директор, креатура вице-губернатора Вологодской области Алексея Плеханова, оказался на скамье подсудимых.
Харовский «Музлесдрев», ныне лесозавод, едва ли не полностью разворован, технология производства утеряна. Но уголовное дело по этому факту закончилось ничем.
Некоторые эксперты поговаривают о том, что «вологодские чиновники по каким-то загадочным и только им известным признакам делят инвесторов на плохих и хороших. И если инвестор может попасть в разряд плохих только потому, что не понравился одному из вице-губернаторов или губернатору, то стоит ли связываться с этой Вологодской областью и вкладывать в нее деньги?»

Иван КИРИЛЛОВ