Переезд на нары
Арестован директор Центрального военно-морского музея Петербурга, подозреваемый в крупном мошенничестве.
Финансовые махинации на сотни миллионов рублей и порча ценнейших экспонатов — первые итоги еще незавершившегося переезда Центрального Военно-морского музея (ЦВММ) в Петербурге. Оценивают их сегодня не музейщики, не военные, не моряки, а следователи Главного военного следственного управления (ГВСУ), Военной прокуратуры и ФСБ.
Доставка в суд 12 апреля 2013 года подозреваемого по делу о «мошенничестве в особо крупных размерах» директора ЦВММ Андрея Лялина.
Почти миллиард рублей потратило Минобороны на перевоз экспонатов ЦВММ из здания Биржи на Стрелке Васильевского острова в отреставрированные Крюковские казармы на площади Труда. Расстояние между ними — два километра. Но за два с половиной года переехать музей так и не успел. Зато деньги разошлись все и сразу. Их даже не хватило. Как теперь выясняется, около 80% суммы, выделенной на переезд, — 758,8 из 986 млн руб. израсходовали с нарушениями. Руководители ЦВММ не вели элементарного бухгалтерского учета при трате бюджетных средств, отмечают аудиторы. По результатам проверки Счетной палаты, 655,8 млн руб. перечислили, не оформляя никаких документов. Еще 102,9 млн вообще выложили зря — за оборудование и работы, не предусмотренные госконтрактом.
После визита в ЦВММ Счетной палаты ГВСУ возбудило уголовное дело по ст. 159 ч. 4 УК РФ «Мошенничество в особо крупных размерах». 11 апреля следователи ГВСУ и ФСБ нагрянули с обысками в музей, в кабинет его директора Андрея Лялина, и к нему в квартиру. Обыски одновременно шли и в Москве — в соответствующем департаменте Минобороны.
Лялина задержали в тот же день. В 10.30 утра 11 апреля Андрея Яковлевича последний раз видели на рабочем месте. Тем же числом он успел подать заявление об уходе с должности по собственному желанию. Допрашивали главного подозреваемого долго. Лишь в 3 часа ночи 12 апреля Лялина в наручниках увезли в СИЗО. В пятницу вечером суд арестовал директора музея до предъявления обвинения.
В том, что оно будет предъявлено и скоро, у следствия сомнений нет. Более того, источники «Новой» в следственных органах утверждают: финансовые нарушения в Военно-морском музее — только верхушка айсберга в новом деле о бюджетных растратах по линии Минобороны.
Угодить президенту
Автор идеи перевода Центрального Военно-морского музея на новую площадку — Валентина Матвиенко. Еще в 2006 г. она предложила переселить учреждение из старого здания Биржи в Крюковские казармы. Говорят, хотела угодить президенту: Владимир Путин тогда задумал открыть в Петербурге товарно-сырьевую биржу.
Открытие нового здания Центрального военно-морского музея — Крюковых казарм после реставрации. Макет обсуждают (слева — направо): тогдашний Главком ВМФ Владимир Высоцкий, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, директор Центрального военно-морского музея Андрей Лялин, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и генеральный директор СК «Интарсия» Виктор Смирнов. Фото: Интерпресс.
Расположить ее в историческом биржевом здании Валентине Ивановне показалось удачной мыслью. И Путин, и тогдашний министр обороны Сердюков градоначальницу поддержали. За идею высказался и директор ЦВММ Андрей Лялин. Короткие отношения с городскими властями у него сложились с тех пор, как Лялин возглавлял Комитет по подготовке и проведению празднования 300-летия Петербурга.
Против переезда выступали многие градозащитники и музейные работники.
«С самого начала было понятно: перемещение такого огромного музея (730 тысяч экспонатов!) стоит немалых денег и грозит неминуемыми потерями и порчей раритетов, — объясняют хранители ЦВММ. — Кроме того, реконструкцию в казармах провели некачественно, осталось много недоработок. Из обещанных 30 000 кв. м экспозиционной площади до сих пор разместиться можно только на 10 000 кв. м. В здании Биржи мы имели столько же. И всё всех там устраивало. Достаточно было лишь отремонтировать здание. Вышло бы гораздо дешевле, и мы бы сберегли экспонаты».
То, что городские власти выдавали за цель перемен — «возвращение зданию Биржи исторической функции», — оказалось лишь декларацией. Товарно-сырьевая биржа сюда так и не въехала. Сейчас на здание претендует Управление делами президента. Его руководитель Владимир Кожин уже объявил, что памятник будет отдан под Дворец правосудия после перевода в Питер Верховного и Высшего арбитражного судов.
«Надо выбрать красивую дату»
На реконструкцию Крюковских казарм под музейные цели из городского бюджета не пожалели 3,6 млрд руб. Переезд Военно-морского музея стоимостью в 986 млн руб. оплачивало Минобороны, которому он напрямую и подчинен. Генподрядчиком работ стала петербургская компания ООО «НЕВИСС-Комплекс», выигравшая закрытый конкурс при странных обстоятельствах. Девять других компаний, приглашенных к участию в тендере, заявки подавать отказались. В итоге вскрытие конверта единственного участника провели досрочно, а сам конкурс признали несостоявшимся, что позволило военному ведомству заключить контракт с «НЕВИСС-Комплексом» по стартовой цене. 6 декабря 2010 года он был подписан и проавансирован в размере 295 млн руб. 7 декабря началась перевозка экспонатов из Биржи в Крюковские казармы. В течение года на основании актов приема-передачи оборудования и приемки оказанных услуг, подписанных Лялиным, государство перечислило коммерческой организации еще более 690 млн. По версии следствия, значительная часть оплаты произведена на основании фиктивных отчетных документов.
Новое здание ЦВММ (Крюковы казармы) на площади Труда. Фото Масленникова.
По условиям договора, музей должен был переехать до 20 декабря 2011 года. Но затем сроки неоднократно сдвигали — не менее шести раз. Страшное неудобство испытывал прошлым летом губернатор Георгий Полтавченко, пообещавший руководству страны и горожанам открытие ЦВВМ ко Дню Военно-Морского Флота, 29 июля, поскольку эту дату назвал ему «окончательной» Лялин. Сам директор музея увещевал, что неспешность — это даже хорошо:
«Задержка с переездом сыграла нам на руку, — настаивал Лялин 14 марта этого года на заседании межведомственной комиссии по морскому наследию. — В новом здании долгое время не были готовы системы охранной сигнализации, пожаротушения, вентиляции, обеспечивающие безопасность хранения экспонатов.
Сроки переносились объективно. И перед нами, и перед генподрядчиком стояла беспрецедентная задача — перевезти огромное количество экспонатов в сжатые сроки и за минимальные деньги. Сейчас музей практически завершил переезд и откроет свои двери, когда будут смонтированы экспозиции. Надо только выбрать какую-нибудь красивую дату для его открытия. Мы любим красивые даты. Я думаю, что самым удачным будет грядущий День ВМФ».
Не донесли
Если сроки играли на руку, то грузы явно валились из рук.
Специалисты изначально недоумевали: почему экспонаты ЦВММ Минобороны доверило фирме, не имеющей ни необходимого транспорта, ни приспособлений, ни опыта подобных перевозок. В России всего несколько компаний специализируются на транспортировке музейных ценностей. ООО «НЕВИСС-Комплекс» в этот перечень не входит.
По мнению экспертов, демонтаж, перемещение и установка уникальных экспонатов производились с грубейшими нарушениями. Из-за чего при переезде сотрудники ООО «НЕВИСС-Комплекс» разбили вдребезги носовую фигуру корвета «Витязь» работы знаменитого скульптора Клодта, повредили прицел 45-миллиметровой пушки времен Великой Отечественной войны, едва не уничтожили, уронив с потолка, один из самых ценных и уникальных экспонатов — легендарный истребитель «И-16», на котором воевал в Заполярье прославленный летчик-североморец дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов.
«В мае прошлого года в СМИ попали фотографии перевозки музейных ценностей, сильно напоминающие погрузку-разгрузку кирпичей, — рассказывает депутат Госдумы Дмитрий Ушаков. — После чего ко мне обратилась инициативная группа петербуржцев, обеспокоенных тем, что при переезде Военно-морского музея погибнут экспонаты. Я дважды обращался с запросами к министрам обороны (Анатолию Сердюкову) и культуры (Александру Авдееву) — безрезультатно. Тогда я направил запрос в Счетную палату РФ, чтобы та проверила, как происходит переезд». Что аудиторы и сделали, и в феврале 2013 г. представили отчет в Госдуму, Главную военную прокуратуру и ФСБ.
77% сметы — блеф
Счетная палата обнаружила финансовые нарушения при переезде ЦВММ на общую сумму 758,8 млн руб. «Выявленные нарушения — это невыполнение работ, предусмотренных контрактом, либо выполнение работ, непредусмотренных контрактом, — комментирует аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов. — Отсутствовали или были неправильно оформлены документы на 655,8 млн руб., потраченных на общехозяйственные операции, это абсолютное нарушение».
«Такие документы обычно служат оправданием работ, — пояснили «Новой» источники в следственных органах. — На основании их ведется бухгалтерский учет. Сразу возникает вопрос: а были ли вообще проведены такие работы? И предусматривались ли они госконтрактом?»
По заключению Счетной палаты 102,9 млн рублей и вовсе потратили напрасно. Так, заказчики оплатили 23,25 млн за невыполненные монтажные работы. Еще 55,9 млн пустили на оборудование и упаковку, покупать которые не требовалось. Около 23,8 млн неэффективно израсходовали на приобретение оборудования для столовой и торгового помещения для продажи сувениров, завысив стоимость.
Всего у контролирующего органа возникли претензии к расходованию 77% сметы.
Помимо того, СП РФ сообщила, что на момент проведения аудита (весной 2012 г.) фондохранилище переехало из старого здания в новое лишь на 67%, тогда как контракт был оплачен уже на все 100%.
В мае 2012 года итоги проверки СП РФ направили в Главную военную прокуратуру для принятия процессуального решения.
«Я ни при чем»
Уголовное дело родилось в марте 2013 года.
В те же дни, когда на заседании межведомственной комиссии по морскому наследию Лялин выбирал «красивую дату для открытия музея». Обвинения СП РФ отметал, уверяя, что даже не знает о данных аудита. «У меня такой информации нет, — заявил 14 марта «Новой» Андрей Лялин. — Я не имею никакого отношения к бюджетным растратам. Проект по переезду музейного комплекса курировал не я, а Минобороны. Переезд уже заканчивается, в конце лета мы будем открывать музей. После окончания работ мы также проведем аудит, и тогда можно будет с уверенностью сказать, как были потрачены средства».
С 11 апреля мобильный телефон директора ЦВММ «вне зоны действия сети». А он сам теперь делится планами не с журналистами, а со следователями. У них, кстати, так же накопились вопросы к генеральному директору ООО «НЕВИСС-Комплекс» Александру Швирикасову. Случайно пал выбор Минобороны на этого подрядчика или нет — еще не ясно.
А вот для Андрея Лялина многие руководители этой компании (создана в 1998 году) — по меньшей мере хорошие знакомые. Почетными членами клуба друзей Военно-морского музея являются технический директор ООО «НЕВИСС-Комплекс» Михаил Клещев, главный архитектор Анна Колобова, руководитель проекта перемещения музея Анатолий Попов и непосредственно глава фирмы Швирикасов.
В морских кругах Петербурга не секрет, что приятельские отношения связывают Андрея Яковлевича и Александра Валерьевича на протяжении уже нескольких лет.
Потому Лялин, скорее всего, знал, что компания Швирикасова находится на грани банкротства, хотя в прессе называл это «незначительными внутренними проблемами».
6 ноября 2012 г. в ЕГРЮЛ были внесены сведения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на осуществление регистрационных действий в отношении ООО «НЕВИСС-Комплекс» на основании определения арбитражного суда.
Принадлежавшая компании дочерняя структура «НЕВИСС-Торг» в декабре 2012-го прекратила существование. В картотеке Высшего арбитражного суда с декабря 2010 г. содержится около 150 дел, в большинстве из которых ООО «НЕВИСС-Комплекс» выступает ответчиком (в некоторых — истцом). Общая сумма исков превышает 500 млн руб. Кроме того, уволившиеся менеджеры компании сейчас судятся со своим бывшим руководством по поводу невыплаты зарплаты.
12 апреля «Новой» удалось получить комментарий генерального директора ООО «НЕВИСС-Комплекс» Александра Швирикасова: «Да, я знаю о возбуждении уголовного дела, об идущем следствии и об аресте Лялина, но наша компания продолжает работу в музее. Работы проавансированы, поэтому они продолжаются. Да, не все работы предусмотрены контрактом. Были сделаны дополнительные работы. Но, конечно, по согласованию с ЦВММ. Я не могу сейчас точно сказать, какие именно работы были выполнены и на какую сумму: их очень много.
О финансовых претензиях к нам рассуждать пока рано — работы еще не выполнены. Планируем завершить их к августу 2013 года. Остался небольшой объем работ». — «К вам вопросов у следствия нет?» — «Есть. Но это трудно комментировать. Специфика такая. Но мы пока работаем…»
Единственное, что смогли сказать «Новой» по поводу последних событий в администрации ЦВММ: «Из-за череды проверок сроки открытия музея в новом здании сдвинутся теперь на неопределенное время». И еще напомнили о финансировании. Незадолго до ареста Лялин предупреждал, что не исключает возможности увеличения бюджета на переезд. «Не на саму перевозку экспозиций, — уточнял он, — почти вся коллекция уже вывезена, но еще нужны деньги на оформление залов».
Cправка «Новой»
Центральный военно-морской музей — один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира. Он ведет свое начало от Модель-камеры — хранилища кораблестроительных моделей и чертежей, основанного Петром I в 1709 году. В 1908-м музею присвоено имя его основателя — императора Петра Великого. Первоначально музей располагался в здании Главного Адмиралтейства. В 1939 году он переехал в здание бывшей Фондовой биржи на Стрелке Васильевского острова, построенное в 1805–1810 гг. по проекту архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона. История Российского флота представлена в 10 залах основной экспозиции и отражает всю историю отечественного флота. Кроме основной выставки, у ЦВММ есть филиалы — крейсер «Аврора», подводная лодка Д-2 «Народоволец» и музей «Дорога жизни».
Досье «Новой»
Андрей Яковлевич Лялин родился 7 апреля 1961 года.
Окончил Ленинградский электротехнический институт связи имени М. А. Бонч-Бруевича, Центр деловых международных отношений CBSD (Москва), школу менеджеров «Арсенал». В 1998–2004 гг. работал в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов, в автотранспортном холдинге «Гема-Питер», являлся исполнительным директором Комитета по подготовке и проведению празднования 300-летия Петербурга. С 2004 г. — заместитель директора ЦВММ. С 2008 г. — директор ЦВММ.
По данным СПАРК, с марта 2006 по декабрь 2008 г. — генеральный директор и учредитель ООО «Голден Бридж Петербург» (зрелищно-развлекательная деятельность, международная деятельность), с 2005 по 2010 г. — генеральный директор ООО «Фирма «УЗУС» (производство хлеба и кондитерских изделий, оптовая и розничная торговля, деятельность ресторанов и кафе).