Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Антифашизм на экспорт

31 марта 2014 08:07 / Политика / Теги: полтавченко

На конференции по «государственному антифашизму» среди спикеров был заявлен антисемит, коллега экс-члена РНЕ и экс-редактора газеты «Русский порядок».

«Неофашизм в Европе: 70 лет спустя», — международную конференцию под таким названием провели в воскресенье в отеле «президентского класса», под который переделан знаменитый «Дом со львами» на Вознесенском проспекте. В качестве главных организаторов были заявлены «Фонд Андрея Первозванного» и «Центр национальной славы» (оба под началом главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина), а также Европейский еврейский конгресс.

То, что неофашизм через 70 лет после победы над германским фашизмом существует в Европе, факт. Но только один (!) из выступавших на помпезном мероприятии вспомнил, что он существует и в России. Остальные предпочли «бороться с фашизмом» где угодно, но только не в стране, проводившей конференцию. А главную «фашистскую опасность — политически правильно — усмотрели, само собой, на Украине…

«Сегодня мы видим, что клетка, в которую фашизм был заключен по окончании Второй мировой войны, оказалась открыта и фашизм все больше проявляет себя в Европе», — уверял Владимир Якунин.

Выяснилось, что Якунин не приемлет термина «политическая корректность», потому что «именно терпимость приводит к тому, что фашизм поднимается: начинается с того, что рисуют свастики на стенах, а заканчивается смертью 26 миллионов человек в Великой Отечественной» (вообще-то жертв фашизма гораздо больше — ими стали не только наши соотечественники).

Затем был совершен переход к главному — ради чего все и затевалось (хотя журналистам г-н Якунин сообщил, что конференция замышлялась еще месяц назад, сразу после трагических событий в Киеве): опасности «украинского фашизма». «На западе Украины неофашистские взгляды становятся все популярней», «в Киеве под знаменами Бандеры проходят шествия», «в Ровно установлен памятник Петлюре» — не жалел фактов Владимир Иванович. К слову, Петлюра был убит в 1926 году и никакого отношения к фашизму не имел. Да и в репортажах и фотографиях с Майдана ни одной свастики замечено не было…

Впрочем, прозвучали в речи главы РЖД и новые нотки: «на Майдане, по сути дела, достаточно демократично и либерально настроенная общественность выступила против коррупции, против тех властей, которые ее не устраивают, но это движение было, по сути дела, похищено крайними националистами и фашистами». Концепция изменилась: раньше было принято считать, что на Украине (по терминологии российского МИДа) произошел «неонацистский путч». Теперь оказывается, что сперва на Майдан все-таки вышла либеральная общественность, а «фашисты» появились уже потом и украли победу.

Директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян напирал на то, что Степан Бандера персонально упомянут в приговоре Нюрнбергского трибунала, а в Европе ничему не учатся и что в европейских учебниках двумя строчками говорится о Нюрнбергском процессе и холокосте. Хотя перед ним выступал председатель объединения «Россия – Германия – Новое поколение» Кристоф фон Ольденбург, который рассказывал, что немцы получили «прививку» от нацизма, что все они в школах изучали ужасы, которые нацизм принес в Европу, и что его поколение на этом воспитано. Но, наверное, уважаемый академик Чубарьян не очень внимательно его слушал.

О России и проблемах с радикальным национализмом и неонацизмом в нашей стране они, как и другие иностранные участники, деликатно не упоминали — видимо, чтобы не огорчать хозяев. Единственным, кто сказал о том, что и для России эти проблемы актуальны, оказался губернатор Петербурга Георгий Полтавченко — по его словам, наш город всегда был многонациональным, с момента строительства, но это не значит, что у нас нет экстремизма, и профилактика экстремизма и ксенофобии — один из главных приоритетов для городского правительства…

То, что с неофашизмом надо бороться, очевидно. Очевидно также, что бороться с ним надо не только в «экспортном варианте», как на упомянутой конференции.

Не за границей, а у нас мы видим тысячи нападений российских радикальных националистов на тех, кто имеет другой разрез глаз или цвет кожи, нередко — с человеческими жертвами.

Видим погромы, происходящие по «национальным признакам», после которых, в отличие от мирных митингов оппозиции, погромщики не несут никакой ответственности.

Видим «Русские марши», на которых открыто призывают к преследованию «инородцев» и несут черносотенные лозунги.

Видим ярлыки «пятая колонна» (если кто забыл — лексика испанских фашистов) и «национал-предатели» (прямая цитата из «Майн Кампф») в адрес тех, кто осмеливается не соглашаться с аннексией Крыма.

Видим лозунг «Одна страна, один народ» над пропутинским митингом (аллюзии очевидны).

…Но самым интересным из заявленных спикеров оказался «директор Европейского центра геополитического анализа» Матеуш Пискорский из Польши. В российских государственных СМИ его не раз представляли как «главу миссии международных наблюдателей на референдуме в Крыму». Действительно, уже много лет господин Пискорский является представителем «Международной организации по наблюдению за выборами CISEMO» на территории СНГ. Организация была создана в 2003 году Алексеем Кочетковым, который возглавлял ее вплоть до 2013 года. Широкой общественности Алексей Кочетков известен как член Центрального совета Русского национального единства (РНЕ), которым руководил Александр Баркашов, и редактор газеты РНЕ «Русский порядок».

Неудивительно, что именно Пискорского Кочетков пригласил в наблюдатели. Как сообщает историк и публицист Владимир Кара-Мурза: «известный польский фашист и антисемит, открытый поклонник национал-социализма, отрицатель холокоста, автор статей на портале «Белый мир» и в газете «Я — русский», бывший главный редактор журнала польских скинхедов Odala, в котором превозносились «арийская раса» и Адольф Гитлер…» Согласитесь, самое то для спикера на «антифашистской конференции».

Впрочем, понятно, почему у нас сегодня антифашизм — как свобода слова и право на самоопределение — только для «чужих», а ни в коем случае не для «своих».

Возвращаемся к советским традициям, когда все лучшее шло только на экспорт.