Лион для бедных
Световое шоу под названием "Бал истории" в подарок на 250-летие Эрмитажа парализовало весь центр, но при этом стало лишь слабым подобием современных высокотехнологичных зрелищ, которыми наслаждается вся Европа.
На пресс-конференции авторы и организаторы шоу – фестиваль DanceOpen во главе с Екатериной Галановой – говорили об огромном количестве исторического материала, который надо было переработать, о невероятных технических сложностях, о некоем технологическом чуде 3D-mapping’а, еще не виданном на берегах Невы.
В результате получилось весьма плоское слайд-шоу на 12 минут, в которые запихнули 250 лет истории Эрмитажа – галопом, поверхностно, скороговоркой.
Не надо иметь много фантазии, чтобы настричь фрагментов из картин великих художников и парадных интерьеров Зимнего, цитат из переписки Екатерины и Вольтера, стихов Цветаевой, Ахматовой и сдобрить это музыкальным попурри из классиков всех времен и народов.
Некоторые эпизоды шоу и вовсе вызывали недоумение. Так, сразу после сюжета о войне 1812 года под романс "Средь шумного бала" по фасаду Главного штаба проносится вальсирующая пара. Беда в том, что бал-маскарад, описанный в стихотворении Алексея Толстого, случился никак не в Зимнем дворце, а в петербургском Большом театре, и не в тот промежуток времени, куда его впихнули авторы шоу (между героями двенадцатого года и пожаром 1837-го), а в 1850 году.
Кстати, нигде ни Александр Блок, ни его биографы не указывают, что Христос в "Двенадцати", которого тоже привязали к истории Эрмитажа, прогуливался в окрестностях Зимнего дворца. Поэт увидел этот образ "в свете фонаря" над двенадцатью караульными, которые шли "державным шагом" по улицам Петрограда. И если придерживаться стилистики поэмы, то виденье могло случиться скорее на завьюженной Офицерской улице, чем на Дворцовой площади. Но авторам ролика показалось, что так красивее.
Когда в последнюю минуту зазвучали "Атланты" Городницкого в исполнении оперного тенора и под этот звук на левом фасаде Главного штаба пробежкой появились атланты, а на правом выплыла гигантская корона Российской империи, многие зрители, сначала подпевавшие, поперхнулись: в чистом виде "православие, народность, самодержавие", а не юбилей любимого музея.
Увы, но по сравнению с Фестивалем света, открывшимся в Лионе 5 декабря, наш "Бал истории" выглядит подарком африканской деревне от богатого дяди из Европы. Организаторы обещали, что колесница на арке Главного штаба сыграет какую-то особую роль во всем сюжете. В результате ее просто подсветили справа, слева – и все. Во время демонстрации картин на месте лица Юдифи, убивающей Олоферна, оказалось окно – вот так все хорошо рассчитали.
Сцену пожара в Зимнем дворце спасал только драматизм в голосе Николая Бурова, читавшего закадровый текст, – масштабы зданий явно не совпадали, хотя за спиной зрителей находился исторический дворец, на котором пожар мог бы выглядеть намного эффектней. Несколько лет назад в Петродворце сделали такое же световое шоу на фасаде Большого дворца. И в момент, когда речь зашла о войне и разрушении Петергофа, дворец на глазах зрителей запылал и рухнул – это было колоссальное зрелище, тысячная толпа ахнула, потому что проекция шла на исторический фасад и иллюзия разрушения была полной.
А какую Ходынку устроили в центре города! Как для пешеходов, так и для автомобилистов. Предугадать огромный поток людей было несложно, но никаких альтернативных маршрутов для машин предложено не было. Перед началом шоу, в половине седьмого, намертво встали Дворцовый мост и Дворцовый проезд. Затем даже не в пробку, а в гигантскую неразбериху превратился Невский проспект. После первого сеанса многотысячная толпа направилась с Дворцовой назад, к метро, ей навстречу устремились желающие попасть на следующий сеанс. Движение транспорта перекрыто не было, а народ упорно шел по проезжей части, потому что тротуары были непроходными.
Понятно, что в нашем бедном на современные, массовые зрелища городе и "шоу для бедных" сойдет. Нам не хватает ярких красок, особенно в сумеречное время года, когда даже солнце отдыхает. Но вот ведь закономерность: как только город пытается организовать современное лазерное или световое шоу, получается очередной "королевский жираф". Можно вспомнить световое шоу на 300-летие Петербурга на фоне белых ночей: в неудачном месте и в неудачное время зрелище вызвало разочарование горожан. Или специфический проект "Медный всадник" в Этнографическом музее: его руководитель Марина Фокина заявляла, что по технологии это действо – круче и сложнее "Аватара", а по сути получилась видеопроекция на полотно большой площади с ветром из вентиляторов.
Если бы город действительно хотел сделать реальный подарок Эрмитажу на юбилей, мог бы устроить вход в музей – хотя бы дней на 10 – бесплатным. Это был бы настоящий подарок и горожанам, и музею. И не надо никакого надувания щек и имперского гламура.