«А завтра – вражеский агент…»
На нас с уполномоченным по правам человека в Петербурге Александром Шишловым написали донос в ФСБ.
Написал его небезызвестный депутат питерского ЗакСа Виталий Милонов (видимо, в редкие минуты, свободные от сочинения новых запретов), обвинив нас в «проводимых без всякой санкции и по собственной инициативе тайных контактах и договоренностях с иностранными послами» и «хождении на поклон к официальному представителю государства, которое де-факто объявило экономическую войну России», от чего «один шаг до открытой измены». И как он потом пояснил журналистам, «попросил проверить, не завербованы ли визитеры Америкой» (!).
Ах как знакома эта интонация людям, помнящим недавние времена! «Сегодня парень курит «Кент» – а завтра вражеский агент»…
Впрочем, в данном конкретном случае депутат Милонов звучно сел в лужу. И не только потому, что, бормоча о «хождении на поклон», он, видимо, судит по себе. А потому, что там, где ему мерещатся «тайные контакты» и приготовление к измене, имела место стандартная протокольная встреча в генконсульстве США в Петербурге – по случаю визита посла США в России Джона Теффта.
На встречу присылали официальные приглашения, а участвовали в ней, кроме нас с Шишловым, председатель смольнинского комитета по внешним связям Евгений Григорьев, почетный гражданин Санкт-Петербурга писатель Даниил Гранин, директор Этнографического музея Владимир Грусман, директор Российской национальной библиотеки Антон Лихоманов и другие, которых только в воспаленном изнурительной борьбой за «традиционные ценности» воображении Милонова можно представить ведущими тайные переговоры.
И только в столь же воспаленном воображении можно представить себе, что именно в такой протокольной обстановке (одно-два вступительных слова, представление гостей и обмен дежурными приветствиями) политики ведут тайные переговоры с иностранными дипломатами, находясь в «шаге от измены»…
Дело, однако, не только в полезности консультаций с психиатрами для депутата-гееборца. Его доносу предшествовал сюжет на эту же тему на телеканале «Санкт-Петербург», учрежденном Смольным и финансируемом из бюджета города.
В сюжете с хорошо наигранным возмущением рассказывалось о «тайной встрече» посла Теффта с оппозиционерами и общественниками, «похожей на сходку революционеров на явочной квартире», а участники были обвинены в «работе на врага» и в принадлежности к «проамериканской партии».
Об участии во встрече Даниила Гранина и Евгения Григорьева скромно умалчивалось – это немедленно разрушало бы концепцию «тайной встречи» с «врагами». И вряд ли о них осмелились бы задавать прозвучавший вопрос (и вновь знакомые до боли обороты из советского прошлого): мол, «на кого они работают, едя российский хлеб и получая государственные дотации за свою деятельность?»
Автором дурно пахнущего сюжета выступил тележурналист Валерий Татаров, которому не все в Петербурге соглашаются подавать руку – столь специфична его репутация и репутация его программы. Его съемочная группа дежурила у входа в здание, где проходила встреча с Теффтом, назойливо пытаясь выяснить у гостей, зачем они пришли, но категорически отказываясь представляться. Естественно, от общения с анонимщиками и Шишлов, и я, и другие отказались – о том, что это были операторы Татарова, мы узнали только из его программы…
Все это было бы смешно – если бы не было отвратительно. И это не особенность Петербурга: ровно в тот день, когда проходила встреча с Теффтом, 9 июня, на канале «Россия-1» показали столь же дурно пахнущий сюжет Александра Билибова «Чужие деньги: псковский депутат отчитался перед американским консулом».
Мишенью стал мой друг и коллега, депутат псковского областного Собрания Лев Шлосберг, который первым стал расследовать гибель псковских десантников на востоке Украины и первым опубликовал фотографии могил погибших десантников, разрушая государственную ложь о якобы «отсутствии российских военных на Украине». На государственном телеканале, не мудрствуя лукаво, выдали (используя неизвестным путем сделанные видеозаписи) встречу Шлосберга с генеральным консулом США в Петербурге за отчет об общественной и политической деятельности на деньги иностранного государства. Само собой, не приводя никаких доказательств – ввиду их полного отсутствия и демонстрируя поддельные «документы».
Шлосберг подал заявление в Следственный комитет о возбуждении уголовного дела – по статьям о клевете и о нарушении тайны переписки. Но вряд ли дело имеет перспективы: это уже второй за год сюжет Билибова, содержащий, по мнению Льва, клевету на него, но первое заявление Шлосберга (поданное осенью 2014 г.) расследуют до сих пор. По всей видимости, отчаянно не желая наказывать государственного пропагандиста за сюжет, порочащий оппозиционера…
Все описанное – наглядная демонстрация насаждаемой сейчас через Кремль-ТВ идеологии жизни в «осажденной крепости». Где снаружи – враги, а внутри – предатели.
Это мы уже проходили. И еще недавно не поверили бы, что увидим снова.