По поводу наград: что опровергать?
«Новая» попыталась найти зерно в претензионном письме Министерства обороны
Наша статья «Вот так поблагодарили за службу» о подполковнике, который сдал в администрацию президента боевые награды, так как уже пять лет не может получить положенную ему по закону квартиру, вызвала немалый общественный резонанс. В частности, в «Новую» обратился замначальника пресс-службы и информации Минобороны Алексей Комаров, требуя «опровержения не соответствующих действительности и порочащих авторитет Департамента жилищного обеспечения сведений». Потому что содержание нашей статьи «абсолютно не соответствует действительности».
Напомним, герой статьи Сергей Коновалов требует, чтобы ему предоставили жилье повышенного метража как военному преподавателю. До 2013 года само Министерство обороны было согласно с этим его требованием и предлагало жилье с 15–25 дополнительными метрами.
Сейчас позиция Минобороны по поводу предоставления жилья Сергею Коновалову, как следует из письма в «Новую» Алексея Комарова, сводится к следующему: «Право на дополнительную площадь является по своему характеру льготой, предоставляемой тем или иным категориям граждан с учетом их особого правового статуса. Прекращение статуса предполагает и утрату права на льготу». То есть пока Коновалов служил, он имел право на дополнительные метры, уволился – право потерял.
Та же позиция чуть не слово в слово изложена в многочисленных ответах на жалобы самого Сергея Коновалова и в решениях Конституционного суда, на которые регулярно ссылаются военные.
То же самое, излагая точку зрения военных, писали и мы. Поэтому непонятно, что именно мы должны опровергать на своих страницах.
Также в письме Комарова утверждается, что Коновалову 18 раз предлагались жилые помещения «установленной законодательством площади», от которых он отказывался. Сергей Александрович подтвердил нам, что отказывался от нескольких предложений заведомо меньшей площади.
Кроме того, Алексей Комаров утверждает, что в настоящее время Коновалову «предложено жилое помещение площадью 61,8 кв. м в пос. Шушары». Подполковник в ответ заявил «Новой», что до него данное предложение еще не дошло. Но если суть его будет прежней, то есть за дополнительные метры потребуют доплату, он опять откажется, так как считает это незаконным.
Дважды обманутый
Поясним, что, даже если принять трактовку закона, предложенную Минобороны, по которой дополнительные метры являются «льготой на период службы», права Коновалова все равно оказываются нарушенными.
Во-первых, военнослужащих обязаны обеспечивать жильем «при увольнении со службы» – до того непосредственного момента, когда они покинут ряды вооруженных сил. Пока идет процесс увольнения, контрактник все еще считается военнослужащим. Поэтому, как полагают юристы правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга», Коновалов имел право на дополнительные метры. А то, что его уволили, так и не обеспечив жильем, а «отложив» рассмотрение этого вопроса, – новое нарушение его прав.
Заметим, что, несмотря на поддержку юридической позиции Минобороны Конституционным судом, суды общей юрисдикции время от времени продолжают выносить по схожим делам правосудные решения в пользу военнослужащих.
Например, 8 декабря 2014 г. Пресненский суд Москвы вынес решение в пользу бывшего преподавателя кафедры криминалистики Военного университета Кравченко, признав, что тот имеет право на дополнительные 15–25 метров площади жилого помещения. 30 июля 2015 г. это решение было поддержано Московским горсудом и вступило в законную силу.
Вышенаписанное касается всех военных преподавателей, военных научных работников с ученой степенью и т. п., упомянутых в п. 8 ст. 15 закона «О статусе военнослужащих». Кроме того, права Сергея Коновалова нарушены в еще большей мере, потому что он заключил свой первый контракт до 1998 года. Таким военнослужащим, как утверждает закон, жилье в соцнайм с правом приватизации обязаны выдавать еще в период прохождения службы!
У Коновалова этот момент наступил в Петербурге только в 2008 году, когда он сдал предыдущее служебное жилье во Владивостоке. Тем не менее с 2008 по 2010 г. (в 2010-м он был уволен досрочно по состоянию здоровья) Минобороны обязано было предоставить ему квартиру в соцнайм! И раз в это время он являлся преподавателем – соответственно, повышенного метража. Однако вместо собственной квартиры он в очередной раз получил служебное жилье в общаге.
Как можно заключить из комментариев к нашей предыдущей статье на данную тему, в схожей ситуации оказались многие военные преподаватели. Остается пожелать им присутствия духа и посоветовать брать пример с Сергея Коновалова, который, обратившись за помощью к правозащитникам, продолжает бороться за свои права.