Снятие ректора – грязная интрига
Петербургские деятели культуры возмущаются действиями министерства в отношении Михаила Гантварга, ректора консерватории
Мнения, почему именно сейчас, за год до окончания срока договора, который Гантварг подписал с Минкультом четыре года назад, с ректором прекращают трудовые отношения, разделились. Кто-то пытается найти логику в подметном письме, подписанном ректорами провинциальных консерваторий (от подписи под ним уже отказался Сергей Ролдугин, директор Дома музыки). Но в нем нет указаний на конкретные нарушения, есть только разглагольствования об "атмосфере и обстановке". Но что знают о реальной обстановке в Петербургской консерватории ректоры из Саратова или Минеральных Вод?
Заявления Минкульта о том, что выпускники не получили дипломы, на поверку оказываются пшиком: четыре студента кафедры древнерусского пения не получили диплом бакалавров, вместо этого им предложили получить дипломы специалистов.
Но есть, видимо, и другие варианты причин увольнения Гантварга. Чего только стоит соседство консерватории с Мариинским театром, чей руководитель Валерий Гергиев еще года три назад не скрывал претензий на консерваторию. Тогда он предлагал объединить с Мариинским театром чуть ли не все окрестные учебные заведения, включая Зубовский институт, в некий "центр" с подчинением ему, Валерию Гергиеву. Тогда от этих затей Минкульт открестился, но кто знает – может, "мариинская" впадина снова затягивает Петербург в водоворот скандалов?
Сергей Слонимский, советский и российский композитор, профессор, народный артист России:
– Сам метод назначения и снятие ректора – скандальный, человека даже не поблагодарили за огромную работу, которую он проделал. Гантварг – в высшей степени профессиональный музыкант и грамотный руководитель. Что касается поведения министерства, нынешний министр культуры – единственный, кого я не знаю лично, все предыдущие бывали на симфонических, балетных и оперных премьерах, а нынешний, видимо, существует в каком-то узком, замкнутом кругу. И его приказ выглядит, мягко говоря, странно: это явное неуважение к замечательному музыканту и ко всему коллективу.
Александр Сокуров, режиссер, народный артист России:
– Не знаю всех деталей этого дела, но за небольшое количество лет в консерватории сменилось, если не ошибаюсь, восемь ректоров – ну не может ни одни организм, тем более такой хрупкий и сложно организованный, как консерватория, существовать много лет в такой трясучке! Культура по определению означает выращивать, а делать это можно только в стабильной обстановке. Если консерваторию постоянно перепаковывают, передают из рук в руки, швыряют из угла в угол – что хорошего из этого получится? Понятно, что взаимоотношения между музыкантами могут быть очень сложными, но в этой ситуации роль Министерства культуры как раз и состоит в том, чтобы усмирять страсти, а не создавать новые поводы для конфликтов. И жаль, что над Министерством культуры нет какого-то постоянного контрольного органа, что Союз композиторов не занял активной позиции. В результате ситуация выглядит мутной, дурно пахнущей и абсолютно бесконтрольной.
Леонид Гаккель, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ:
– Лучшего руководителя, чем Михаил Гантварг, нам сейчас просто не найти: четыре года консерватория работала абсолютно спокойно, все нормально работали, а сейчас, похоже, все возвращается к скандалам и чехарде прежних лет. Он выдающийся скрипач, крупная фигура в музыкальном мире, так обращаться с ним недопустимо. Гантварг всегда вел себя в высшей степени корректно: он никого не увольнял, не приводит своих друзей со стороны – не делал всего того, что делали многие из предыдущих ректоров. Он провел переезд без сучка и задоринки – все почувствовали, что это крепкая административная рука. Сам Михаил Ханонович и его штат работали круглые сутки, все было сделано четко, быстро, точно. И вот – награда. Он получает увольнение внезапно, в совершенно хамской форме! Но мотивировочная часть обвинений Минкульта не выдерживает критики. Дело в том, что постановление об аккредитации консерватории было опубликовано на сайте Министерства культуры! Возможно, задним числом они что-то переиграли, но эта информация там была. А письмо "группы товарищей" ломаного гроша не стоит, там ни слова о реальных событиях в консерватории! Реальная причина, на мой взгляд, в независимой позиции Гантварга – он не брал под козырек. Сколько от него требовали – увольте того, этого под видом оптимизации, Аракелова на него постоянно давила – увольняйте! Но фамилию этой Аракеловой забудут в ту же минуту, как ее саму уволят, а скрипача Ганварга будут всегда помнить в связи с нашей консерваторией.
Николай Охотников, народный артист СССР, лауреат Государственных премий, профессор кафедры вокала:
– Гантварг прекрасный ректор! Но, видимо, кто-то хочет занять его место. Он порядочный человек, серьезный музыкант. Так, как он относился к нам ко всем – к профессорам, к студентам, – никто не относился из всех прежних ректоров, кроме, пожалуй, Серебрякова. Консерватория очень много потеряет, если нам не удастся его отстоять. И сделано все по-воровски, из-под полы.
Ирина Тайманова, профессор кафедры режиссуры музыкального театра консерватории, заслуженный деятель искусств РФ:
– Гантварг не только совершил настоящий административный подвиг, безболезненно переведя консерваторию в другое здание, ни на минуту не прервав учебный процесс. Главное – при нем прекратились интриги, конфликты, споры на ученых советах, которые при прошлых руководителях приводили к увольнению достойнейших сотрудников. Министерство совершило, на мой взгляд, совершенно безнравственную акцию, инициировав увольнение Гантварга как раз в то время, когда консерватория находится на каникулах, все в отпусках. Обвинения в адрес Гантварга, по-моему, беспочвенны: в учебном отделе мне рассказали, что четыре студента кафедры древнерусского пения не получили дипломы, что им предложен специалитет. Неужели из-за четырех дипломов, которые можно исправить, устроено все это скандальное увольнение? Да, Гантварг слишком скрупулезно подписывал строительные акты. Но предыдущего ректора, Сергея Стадлера, уволили как раз за то, что он слишком поспешно подписал акт на ремонт крыши. Да, Гантварг имеет собственное мнение. Может, причина именно в этом? И почему Минкульт не считается с мнением ученого совета консерватории? Кто для кого существует в нашей стране – консерватория для Министерства культуры, или Минкульт для помощи в работе консерватории?