Отходы мундиаля
Человеческие судьбы и исторические здания не идут в расчет при строительстве объекта к чемпионату мира по футболу.
Соседом исторического дома № 5 по Ремесленной улице стала громадная опора будущего моста. Шестиполосная магистраль пройдет на уровне окон третьего этажа, минимальное расстояние до границы отвода под строительство составит 0,65 м. Действующими нормами допустимый отступ никак не регламентируется, уверяют чиновники. Оснований для расселения нет.
Не стой под стрелой – беги!
Два года назад этот дом оказался посреди гигантской стройплощадки. Чтобы попасть в свою квартиру, необходимо миновать пункт охраны ведущего работы ЗАО «Пилон» (заказчиком выступает подведомственная КРТИ Дирекция транспортного строительства).
«Когда мы вечером подъехали к шлагбауму, охранник предупредил – сейчас я вас с ребенком пропущу, но потом машину надо убрать, она помешает строителям, которые ночью будут работать, – рассказывает Елена Федотова. – На возражения моего мужа о том, что ночные работы запрещены, тот только плечами пожал. Теперь остатки так называемых строительных ограждений убрали, и мы окончательно стали неотъемлемой частью стройки! Дом шатается во все стороны, в непосредственной близости работает громадное количество строительной техники, и выход из подъезда стал еще более опасным – прямо мимо него идут грузовые машины… а работник «Пилона» предложил жильцам купить каски».
Схема прокладки будущего моста
Это не единственный мудрый совет, поступивший в ответ на многочисленные жалобы.
Когда жильцы в два часа ночи выбегают, требуя прекратить грохот и бьющую по окнам «светомузыку» сварочных работ, им втолковывают: «Нельзя ведь сказать трактору, чтобы он тише ездил!» – и советует приобрести темные шторы поплотнее. Чиновники рекомендуют самостоятельно заказать и провести обследование дома, и если оно докажет аварийность, подавать заявку на расселение. Пока же, как указывается в ответах администрации Петроградского района, Жилищного комитета Смольного, вице-губернаторов Н. Л. Бондаренко и И. Н. Албина, «основания для переселения граждан […] в другие жилые помещения для постоянного проживания отсутствуют».
Попутно напоминают о праве обращаться в полицию всякий раз, когда нарушаются тишина и покой граждан. Граждане, собственно, этим и занимаются чуть ли не круглосуточно. Однако, сообщает Игорь Албин со ссылкой на информацию 71-го отдела полиции Петроградского района, «в период с ноября 2016 г. по 27.01.2017 обращений жильцов дома по фактам нарушения тишины и покоя в ночное время со стороны строительных и иных организаций не регистрировалось». И в результате выездной проверки Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности «установить источник шума и лиц, совершивших административное правонарушение… не представилось возможным».
С тех пор жители тщательно собирают все талончики, подтверждающие регистрацию поступивших от них в полицию заявлений, фиксируют на фото и видео факты проведения работ в неурочное время. Толку, правда, ноль.
Вот видео от 16 декабря минувшего года, суббота, одиннадцатый час вечера: видно, как строительный кран, зависая над устроенным к дому проходом (весьма хлипкая галерейка, прикрытая тонким настилом), перемещает тяжеленные бетонные плиты. Полицию, говорит Ирина Семенова, вызывали тогда дважды – никакой реакции.
Из жалобы в прокуратуру Петроградского района на бездействие полиции (от 09. 01.2018):
«Мы, жильцы, неоднократно по ночам вызываем полицию, но сталкиваемся каждый раз с одной и той же ситуацией. 08.01.2018 я позвонила в службу «112» в 23.34 и вызвала наряд полиции, чтобы ЗАО «Пилон» прекратило долбить и производить шумные работы. Наряд полиции приехал и, не доезжая до будки охраны, развернулся и уехал. Снова позвонила в «112», обещали вернуть наряд, но никто не приехал. В 00.22 позвонила дежурному администрации Петроградского района… Мне сказали: ничем не можем помочь, звоните в «02». С третьего раза согласились принять заявку. Прошел час, полиция не приехала. Позвонила дежурному прокурору города – они ночные выезды не делают, но посоветовали подать жалобу в ГУВД и в прокуратуру района.
…Также мы заметили, что когда вызываем по ночам наряд полиции, минуты через три прожектора гасят и строители уходят. Значит, их предупреждает полиция, а это уже попахивает коррупцией. Приезжает наряд – все тихо, и уезжает, потом через несколько минут работы возобновляются...»
Единственный раз реакция воспоследовала незамедлительно – когда на доме появились гигантские баннеры с надписями «Помогите или мы рухнем!» и «Мы не хотим жить под мостом». Тотчас примчались и полицейские, и представители прокуратуры, и работники жилконторы.
«Когда мы взываем о помощи, никто нас не слышит. А тут сразу приехали, баннеры сняли. Они остаются у нас, мы изготавливали их за свои деньги по решению собрания собственников», – поясняет Ирина Семенова. Пригодятся еще, полагают жители, чтобы приветствовать участников и гостей чемпионата мира. И не исключают, что текст к тому времени может стать и позабористей.
От ненормативной лексики и сегодня удержаться трудно. Останавливает присутствие детей, вместе с которыми приходится короткими перебежками перемещаться через грязь и траншеи от дома и обратно, уворачиваясь от хаотично маневрирующей тяжелой техники.
«Мне как-то с коляской вообще было не подобраться к своему подъезду, – вспоминает Елена Федотова. – Так один из рабочих посоветовал – иди, говорит, прямо через лужу, дома постираешься, рядом ведь». На новогодние каникулы мы с детьми уехали, и возвращаться было очень боязно, страшно за жизни детей и свою тоже». «Страшно всем, кто здесь живет», – добавляет Елена Герасимова.
Кто крайним будет?
Боятся не только оказаться под колесами экскаватора или под сорвавшейся со стрелы бетонной плитой. Если и доберешься счастливо до родных стен, так и они не способны служить надежным убежищем: трещины множатся, причем как по фасаду (где щуп уходит в глубину разлома сантиметров на тридцать), так и внутри.
«Вся наша квартира пошла трещинами, – рассказывает Ирина Семенова. – В середине ноября жилкомсервис устанавливал маячки, так им не хватило принесенных, всего 18 поставили. Не прошло и недели, как один из поставленных в комнате лопнул, а снаружи над окнами уже кирпичи выпадают».
Однако все инстанции, в которые обращаются встревоженные люди, заверяют: никакой опасности нет.
По результатам проведенных в 2016 г. техосмотров «признаков, свидетельствующих об аварийном состоянии строительных конструкций дома, не выявлено», – утверждает вице-губернатор Николай Бондаренко в письме от 22.12.2017. А заключение ООО «Центр диагностики строительных конструкций» 2016 г. свидетельствует: «выявлены конструктивные элементы, находящиеся в аварийном состоянии».
«По состоянию на 11.12.2017 развития деформационных процессов в доме не зафиксировано», – рапортует Жилищный комитет.
«По итогам ежеквартальных этапов мониторинга, в том числе за период с октября по декабрь 2017 года, ООО «ЦДСК» отмечено, что выполнявшиеся строительно-монтажные работы не оказали отрицательного влияния на техническое состояние строительных конструкций здания», – обнадеживает жильцов вице-губернатор Игорь Албин письмом от 11.01.2018. Хотя 24 декабря на Ремесленную, 5, пришлось вызывать МЧС – из-за новых серьезных трещин, прошивших квартиру в первом этаже. Через день прибыла комиссия Городской аварийно-восстановительной службы жилищного фонда Петербурга. Обследовали имевшиеся маячки (отметив, что установлены они были неправильно – без снятия верхнего слоя штукатурки) и поставили новые – только по фасаду 34 штуки.
«Какая организация проводит мониторинг, где журнал с фиксацией итогов обследования? Да о чем вообще можно говорить, если мы их у себя в квартирах и не видели?» – недоумевают жильцы и снова пишут в прокуратуру, президенту, идут на прием в питерскую приемную главы государства. Но Администрация президента спускает их обращения в Смольный, Генеральная прокуратура – в прокуратуру Петербурга. Сказка про белого бычка идет по кругу.
Да, прокуратура города признала – работы как велись, так и ведутся без разрешения на строительство. ДТС и ЗАО «Пилон» трижды привлекались к административной ответственности за самовольное строительство. Но теперь КРТИ «приняты меры по устранению допущенных нарушений, по заказу комитета разработана документация по планировке территории, отсутствие которой препятствует выдаче разрешения на строительство». Стройка, напомним, идет с 2016 года. И все согласования получены – несмотря на отсутствие проекта планировки. С той же беспристрастностью надзорное ведомство констатирует: «Установлено, что ГСУ СК России по СПб не регистрировались заявления А. А. Ковалева о возможном совершении преступлений должностными лицами органов контроля и Правительства СПб по факту заключения и исполнения государственного контракта на выполнение работ по Объекту, доследственная проверка не проводилась».
Дана команда терпеть
Когда-то из окон этого дома открывался чарующий вид на сад с вековыми дубами. «От дубов простыл и след, Лукоморья больше нет», – мрачно напевает жилец Иван, глядя на ревущую внизу стройплощадку. На страничке группы в социальных сетях в качестве гимна Ремесленной, 5, выложена песенка пободрее: «Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите там, где идет строительство или подвешен груз!»
«Завершены работы по организации прохода от остановки наземного городского пассажирского транспорта у дома 20 по Петровскому пр. до здания», – к исходу второго года строительства радует жильцов вице-губернатор Албин.
Неделей позже Елена Федотова выкладывает в ответ фото с комментарием: «Иду домой с ребенком на руках с остановки 191-го автобуса» – по узенькой тропке между стройкой и проезжей частью, затем к подъезду, через никак не огражденную на пути к нему стройплощадку, под знак «Опасность» – другого варианта нет.
Жители, кстати, продолжают платить за уборку придомовой территории – притом что она давно оккупирована строительной техникой, все дорожки и тротуары перекопаны, рвы и глубокие ямы появляются то там, то тут. «К нам даже врачи из поликлиники не приезжают, – жалуется Елена Федотова. – Хотела вызвать к заболевшему ребенку, но как только услышали наш адрес, говорят: ой нет, как мы туда подъедем, вы уж сами приходите».
Простые работяги со стройплощадки жильцам, оказавшимся на «оккупированной» территории, готовы и посочувствовать. Но что поделать-то? «Терпите, потом вообще труба будет, и спать не сможете!» – говорит один добродушный с виду мужик в спецовке вступившему с ним в диалог жителю.
«То есть потом станет еще хуже?» – «Жопа будет! – с восторгом предвкушающего бурю буревестника пророчит мужик. – Cтолько машин пойдет, это ж ЗСД!»
Чиновники в бытовании впритык с шестиполосной переправой (0,65 м до угла дома) не видят ничего страшного. Вице-губернаторы Албин и Бондаренко, ссылаясь на СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утверждают, что санитарные разрывы в данном случае не устанавливаются. С таким утверждением не согласен депутат Алексей Ковалев, направивший свои возражения прокурору города. В частности, он апеллирует к пункту 2.6 названных СанПиН – где прописано, что для автомагистралей величина санитарных разрывов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Кроме того, в одном ответе чиновников отмечалось, что превышение показателей санитарно-эпидемиологической безопасности в жилых помещениях, либо расположение многоквартирных домов в границах зоны транспортной инфраструктуры должно быть подтверждено результатами санитарно-эпидемиологической экспертизы. А в другом – что вредное воздействие априори отсутствует, так как проект прошел государственную и экологическую экспертизы, о чем имеются заключения. Но мер по проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы и проверке заключений государственной и экологической экспертиз в связи с очевидным нарушением прав и законных интересов граждан не принято, возмущается депутат. И просит прокуратуру поручить организацию проведения санэпидэкспертизы и проверить законность выданных заключений государственной и экологической экспертиз (последняя, кстати, проводилась аж в августе 2017 г., хотя должна упреждать госэкспертизу). Депутат призывает принять меры прокурорского реагирования по факту самовольного строительства моста и создания подрядчиком угрозы жизни и здоровья граждан, а также по факту бездействия уполномоченных органов госвласти, проверить соблюдение законности при разработке и проведении экспертизы проекта, не предусматривающего расселение многоквартирного дома № 5 по Ремесленной ул., и потребовать принять решение о признании помещений непригодными для проживания.
«Средства на расселение дома должны были включить в смету строительства моста, – убежден Ковалев. – Само здание необходимо сохранить и использовать под нежилые цели».
Махнемся не глядя?
У нынешней безумной ситуации много «отцов». Навязанную планировочную ситуацию на съезде с будущего Серного моста депутат Ковалев характеризует как идиотскую.
«Я давно и неоднократно обращался в этой связи к членам правительства, в том числе к вице-губернатору Албину. Несмотря на то что строительство этого моста предусмотрено генпланом, адекватных системных мер по решению транспортных проблем на подходах к нему не принималось. Могли спроектировать иначе – не затрагивая исторические здания. Используя, изъяв для госнужд, земельные участки работавших здесь прежде, но уже ликвидированных промышленных предприятий. Но вместо этого в интересах застройщиков в генплан стали вносить изменения, позволившие отдать эти территории частным фирмам. В результате зона между улицами Пионерской и Малой Зелениной оказалась плотно застроенной. Помимо того, застройщики Леонтьевского мыса проигнорировали решения генплана, исключив в проектной документации сквозной проезд через территорию к западу от Новоладожской и Пионерской улиц. Теперь готовятся принести в жертву очередные дореволюционные постройки: согласно конкурсной документации на проектирование реконструкции набережной Адмирала Лазарева, предполагается расширение Пионерской с трех до четырех рядов движения за счет сноса двух исторических зданий: № 46 – доходный дом Фадеевой (1907 г., арх. И. Я. Пряхин) и № 48 – доходный дом Хижинской/Сливовского, (1901, арх. неизвестен). Такое решение, как и снос дома № 3 по Ремесленной ул., противоречит действующему законодательству. Целесообразность его также вызывает сомнения, поскольку в направлении Новоладожская ул. – наб. Адмирала Лазарева условия движения при этом никак не меняются», – убежден парламентарий.
Упомянутые проектные решения разработаны ЗАО «Институт «Стройпроект», декларирующим на своем сайте: «Постоянное стремление к совершенству, сплоченный коллектив единомышленников-профессионалов, желание гордиться отлично выполненной работой являются основой успеха нашего бизнеса».
Жильцы дома 5 по Ремесленной предлагают поменяться квартирами со всеми, кто постарался сделать для них Кафку былью: проектировщиками, авторами экспертиз и с теми, кто их подписал, с чиновниками, не видящими ничего страшного в соседстве с шестиполосной переправой, сотрудниками ГУВД и надзорных ведомств, не реагирующими на нарушения.
А что, говорят, Албин же обосновался было на строящемся стадионе, дабы лично следить за ходом работ. Тут тоже возводят объект к мундиалю – давайте теперь к нам! Если чиновники поживут у нас хоть денек, даже неверующие среди них сразу вспомнят все молитвы, не сомневаются обитатели дома.