Они оскорбляли чувства верующих – 4
«Новая» продолжает серию публикаций о людях, размышлявших вслух не так, как большинство. И этим сильно оскорблявших их религиозные и прочие святые чувства.
(Продолжение. Часть 1. Часть 2. Часть 3.)
Век Просвещения, Галантный век… Вольнодумцев почти перестали сжигать. Более того, они вошли в моду и стали пользоваться покровительством влиятельных и даже высочайших особ. И все же, все же… Оскорбленные верующие не дремали! И продолжали по возможности гнать вольнодумцев и затыкать им рот. Всех их – начиная от священника-атеиста Жана Мелье и кончая маркизом-республиканцем Донасьеном Альфонсом Франсуа де Садом – на одной газетной полосе даже не перечислишь, места не хватит! Напомним лишь о двух – особо известных и почитавшихся даже в России, где правила в ту удивительную пору самая вольнодумная русская императрица – Екатерина II, прибывшая в дикий северный край из самого центра просвещенной Европы и тут же вступившая в переписку с властителями свободных дум…
Вольтер (1694–1778)
Случай Вольтера на редкость счастливый, потому что философу удалось не только избежать наказания за богохульство, но еще и заступиться за другого еретика и, пускай посмертно, восстановить его доброе имя.
Вольтер не давал однозначных ответов по поводу религии в целом. Он был скорее деистом – в сторонником идеи Бога как первотолчка Природы, почитающий рациональное знание и отрицающий религиозный догматизм и мистицизм. В «Назидательных проповедях» Вольтер даже приводил аргументы в пользу религии: «Принципы эти необходимы для сохранения людского рода. Лишите людей представления о карающем и вознаграждающем боге – и вот Сулла и Марий с наслажденьем купаются в крови своих сограждан; Август, Антоний и Лепид превосходят в жестокости Суллу, Нерон хладнокровно отдает приказ об убийстве собственной матери».
Вольтеру принадлежит фраза «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать» (франц. Si Dieu n'existait pas, il faudrait l'inventer) – из стихотворного «Послания к автору книги о трех самозванцах» (1769), написанного под псевдонимом Франсуа Мари Аруэ.
Однако Вольтер был антиклерикалом и сделал популярным антикатолицизм благодаря своему резко негативному отношению к церкви как организации и социальному институту.
Вольтер считал, что христианство слишком жестокая религия по отношению к человеку и бог в христианстве – вовсе не всеблагой Отец, а тиран, «которого мы должны ненавидеть»: «В этом недостойном образе я не признаю бога, которого я должен чтить… Я не христианин…» Также Вольтеру не нравились священники, которым он приписывал много грехов, в частности сжигание инакомыслящих. В философской повести «Кандид, или Оптимизм» главный герой, оказавшись в мифической стране Эльдорадо и увидев, что нигде нет священников, строящих козни, восхищенно восклицает: «Как! У вас нет монахов, которые всех поучают, ссорятся друг с другом, управляют, строят козни и сжигают инакомыслящих?»
Вольтер написал много текстов антиклерикального толка: «За и против», где он рассуждает о немилосердии бога, «Трактат о веротерпимости», где выступает против католицизма, «Обед у гражданина Булэнвилье» (пьеса, где герои ведут полемические диалоги о религии), множество памфлетов, где речь идет об отношении к христианству и религии вообще.
«Раздавите гадину!» (Écrasez l'infâme! – Раздавите мерзость!) – известный лозунг Вольтера (из письма к философу и составителю энциклопедии Жану д'Аламберу от 28 июня 1762 г.), нацеленный против религиозных суеверий и церкви, которая их эксплуатирует.
Вольтер также вступался за своих «предшественников-кощунников»: в частности, за Сервета и Каласа. Жан Калас – торговец из Тулузы, которого суд приговорил к смертной казни. Де-факто – за приверженность протестантизму. Формально его колесовали в 1762 году по подозрению в убийстве сына, будто бы стремившегося перейти в католицизм. В 1763 году в «Трактате о веротерпимости» Вольтер писал: «В Европе не найдется ни одного просвещенного человека, который не считал бы веротерпимость долгом правосудия, долгом, который предписывают нам человечность, совесть, религия; законом, необходимым для сохранения мира и для процветания государств». Посыл этого трактата заключался в том, чтобы обратить внимание на несправедливость казни. Дело Каласа оказалось моральной победой Вольтера – он смог добиться посмертной реабилитации осужденного, доказав, что его обвинение базировалось не на доказательствах, а лишь на предвзятом мнении тулузских судей.
Из антихристианской поэмы Вольтера «За и против»:
«Как! Бог пошел на смерть, чтоб всем спасенье дать,
И жертва обернулась ложью!
Как смеют мне хвалить пустую милость божью,
Меж тем как, вознесясь, он гневным стал опять,
Меж тем как вновь с высот грозится вечной бездной,
И, яростью своей любовь свою поправ,
Он, став за мой же грех расплатой бесполезной,
Казнит меня за то, в чем я пред небом прав!
Карает это Бог, слепой в любви и в злобе,
Детей – за праотцев, давно истлевших в гробе…
Америка, пустыни, горы,
Что Богом созданы у солнечных ворот;
Гиперборейские просторы,
Чью вековую глушь неведенье гнетет, –
Ужели отвратил от них создатель взоры,
Ужели проклял страны те, –
Пусть не дано им знать, что в Сирии безвестной
Сын плотника рожден Марией неневестной,
Пилатом осужден, был распят на кресте?
Нет, Бог мой не таков, и лжет изображенье
Того, кто в этом сердце свят.
Его, боюсь я, оскорбят
Такая похвала, такое поношенье.
Услышь, Господь, молю, рожденное тоской,
Из сердца вырванное слово.
Неверью моему ты не отмстишь сурово,
Мой дух раскрыт перед тобой,
И сердце – не хулить, а чтить тебя готово:
Я – не христианин; тем ты верней любим».
1722 г.
Дени Дидро (1713–1784)
Окончив католический коллеж Д’Аркур, отказался от христианской веры под влиянием идеологов английского материализма: Бэкона, Локка, Гоббса.
Отвергая любую религию откровения (включая католичество), Дидро признавал только «естественную» религию – деизм, согласно которой бог не вмешивается в дела мира, после того как его создал. Позже, в 1749 году, Дидро откажется и от деизма: в работе «Письмо о слепых в назидание зрячим» философ полностью освободился от идеи Бога и в том же 1749 году был арестован и заключен в Венсенский замок.
После освобождения из тюрьмы начал работу по изданию «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», авторы которой пропагандировали идеи просвещения и критиковали религиозную нетерпимость.
Поначалу церковники (иезуиты и янсенисты) пытались принять участие в издании «Энциклопедии», но, когда им это не удалось, стали яростно против нее бороться.
После выхода первого и второго томов «Энциклопедии» Сорбонна, возмущенная тем, что богословские статьи словаря были поручены не иезуитам, лишила ученой степени автора этих статей аббата де Прада, вынужденного в итоге бежать к просвещенному прусскому монарху Фридриху II. Еще один автор-клирик, Морелле, был заключен в Бастилию.
После этих нелепых мракобесных репрессий, шедших вразрез с духом времени, «Энциклопедия» сразу же стала крайне популярной у просвещенной публики, среди которой были и очень влиятельные персоны, например знаменитая маркиза де Помпадур, которой Дидро как издатель был обязан серьезной поддержкой. Так что знаменитая фраза Помпадур «После нас – хоть потоп!» может быть отнесена и к ее покровительству энциклопедистам, заложившим идейные основы будущей революции…
Генеральный прокурор Франции Омера де Флери утверждал перед парламентом (высшей судебной инстанцией), что энциклопедисты – это «общество, составившееся с целью поддерживать материализм, разрушать религию, внушать независимость и питать развращенность нравов».
Особенно французское духовенство было раздражено лестным отзывом д’Аламбера об умеренной жизни и веротерпимости кальвинистского духовенства в Женеве. Иезуиты добились назначения следственной комиссии. Решение государственного совета 8 марта 1759 г. попыталось положить конец выходу «Энциклопедии». Однако, несмотря на все трудности и временные остановки, на протяжении с 1751 по 1780 г. вышли все 35 томов «Энциклопедии».
Энциклопедисты. Чтение у Дидро
Дидро не предал своих убеждений и на смертном одре: приходский кюре уговаривал его отречься от атеизма и материализма, однако философ ответил отказом.
Вот лишь некоторые, особо оскорбительные для чувств верующих высказывания Дени Дидро:
«Истинная религия, важная для всех людей всегда и повсюду, должна была бы быть вечной, всеобщей и очевидной, но нет ни одной религии с тремя этими признаками. Тем самым трижды доказана ложность всех».
«Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть».
«Отнимите у христианина страх перед адом – и вы отнимете у него веру».
«Народ, который думает, что честными делает людей вера, а не хорошие законы, кажется мне весьма отсталым»
«Не Бог создал людей по своему образу, а люди ежедневно создают его по своему. Бог магометанина не таков, как бог христианина. Бог протестанта не такой, как бог католика. Бог взрослого отличается от бога ребенка и от бога стариков».
«Перелистайте историю всех народов земли: везде религия превращает невинность в преступление, а преступление объявляет невинным».
«Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах; но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов».