Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Лебедь, рак и щука на один дом-сказку

11 января 2019 10:33 / Общество

Даче Важеевской поправили крышу, осталось навести порядок в голове исполнительной власти.

«В живописной местности на станции Курорт за высокими соснами на берегу Финского залива виднеется дом-теремок. Это 38-й детский сад Петроградского района. Хорошо и весело живется здесь малышам. День у них не похож на другой. Сегодня после интересного рассказа дети занимаются играми, завтра — прогулка в лес, послезавтра — музыкальные занятия. По инициативе родительского комитета было проведено несколько воскресников по благоустройству территории. В саду посадили 160 деревьев и кустов, устроили учебный огород, где дети смогут сами выращивать овощи. Теперь на даче оборудуется уголок живой природы» — так летом 1952 года писал «Вечерний Петербург» о жизни на даче Важеевской (Сестрорецк, ул. Андреева, 12).

Дачу эту, выстроенную в начале XX века для инженера-гидротехника, действительного статского советника Виктора Феликсовича Важеевского и его супруги Евгении Федоровны, местные жители прозвали домом-сказкой.

В его облике затейливо переплелись приемы модерна и мотивы русского народного зодчества, а в сохранившихся на фасадах многоцветных росписях специалисты угадывали руку Васнецова. Архитектор здания доподлинно не известен — по предположению краеведов, им мог быть знаменитый Сергей Гингер, чьи деревянные постройки того же времени роднит общая с дачей Важеевской манера исполнения.

Вот только судьба «дома-сказки» оказалась совсем не сказочной. Прослужив разным дошкольным учреждениям в советскую и перестроечную пору, здание на долгие годы оказалось заброшенным, хоть и получило статус памятника регионального значения. О прежних обитателях еще напоминали табличка «Детские ясли 269 Московского района» снаружи и ряды эмалированных ночных горшков внутри, когда в декабре 2012-го дачу передали в оперативное управление ГБОУ школа-интернат Курортного района «Олимпийский резерв». КГИОП только в феврале 2016 г. утвердил охранное обязательство, предписав за полгода выполнить противоаварийные и консервационные работы, за полтора — разработать и согласовать проект сохранения памятника, а за два с половиной — реализовать его.

Но исполнить предписания, не подкрепленные должным бюджетным финансированием, школа-интернат оказалась не в силах, и дача продолжала пустовать. Вдобавок случился пожар — его хоть и удалось потушить довольно быстро, но образовавшаяся в кровле дыра придала опасное ускорение процессу разрушения. КГИОП год из года фиксировал протечки и поражения древесины черной гнилью, направлял новые предписания и накладывал штрафные санкции.


Администрация Курортного района свое участие в судьбе уникального здания сводила к отпискам о том, что необходимые работы могут быть выполнены «при наличии финансирования».


Тем временем из пара бывшего управления городскими банями возникла компания «Авенариум», для которой в городской казне сыскались многомиллионные суммы на программу возрождения старинных дач Курортного района (см. публикации «Новой» от 9.10.2017 и 10.01.2018.) В рамках наскоро состряпанной «Авенариумом» концепции декларировалось превращение дачи Важеевской в «Избу непотерянного времени», где подростки «смогут почувствовать свою нужность и необходимость». Планы эти вызвали несогласие руководства района, заявившего о собственных намерениях использовать территорию памятника. При этом судьба самого объекта культурного наследия обходилась молчанием.

В январе прошлого года на встрече группы Сокурова с губернатором Георгием Полтавченко измотанные многолетней безрезультатной перепиской с чиновниками градозащитники заявили о готовности самостоятельно собрать в шапку деньги на стройматериалы, чтобы обеспечить хотя бы временное укрытие памятника. Губернатор пообещал найти средства и поручил вице-губернатору Игорю Албину решить проблему с заделкой крыши за две недели.

К исходу февраля на поврежденном участке уже стояла обрешетка из бруса, оперативно провели тендер на первоочередные противоаварийные работы. До 1 августа победителю конкурса (ООО АСУ) надлежало расчистить конструкции от загрязнений и биопоражений, провести протезирование и замену поврежденных пожаром венцов сруба, обработать огне- и биозащитным составом, разобрать поврежденные участки стропильной системы, положить новую кровлю на месте ее обвала, установить водоотводящие желоба и трубы, вентиляционные каналы, а также расчистить внутренние помещения от мусора и укрепить отдельные участки перекрытий.

Дача Важеевcкой / Фото: terijoki.spb.ru Дача Важеевcкой / Фото: terijoki.spb.ru

В середине марта КГИОП на своем официальном сайте отчитался о восстановлении кровельного покрытия и устройстве «временного каркаса, удерживающего поврежденные конструкции перекрытий». А затем подал на пользователя в суд — за неисполнение охранного обязательства в полном объеме. При рассмотрении жалобы комитета в Сестрорецком районном суде Петербурга директор ГБОУ «Олимпийский резерв» Владимир Умеренков исковые требования не признал. Пояснив, что за время управления памятником необходимого финансирования из городской казны не выделялось, а на собственные средства школа-интернат смогла обеспечить лишь круглосуточную охрану, вывоз мусора, восстановление кровли и ограждения, а также выполнить и согласовать с КГИОП проект консервации объекта. Но эти доводы не были приняты — суд определил, что отсутствие бюджетного финансирования не снимает с пользователя обязанностей «по приведению объекта культурного наследия в надлежащее техническое состояние в установленные сроки». И постановил: обязать «Олимпийский резерв» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда (20 августа) выполнить в полном объеме предписанные противоаварийные и консервационные работы, а за 18 месяцев разработать и согласовать с КГИОП проект по сохранению памятника.

К исходу декабря минувшего года комитет утвердил новое охранное обязательство, где отразил эти установленные судом сроки, а также внес еще один пункт: выполнить работы по сохранению объекта до 27 марта 2023 г.

Тревожит не только то, что на них отмерили еще почти пять лет. Но и то, что и на наступивший год целевого финансирования на спасение дачи Важеевской в городском бюджете не заложено. Кроме того, вообще непонятно, в чьем ведении она в итоге окажется. В сентябре администрация Курортного района представила утвержденный план развития Сестрорецка до 2025 года. Общая сумма намеченных преобразований, включая реконструкцию и строительство новых зданий, оценена в 2 миллиарда рублей, которые надеются получить из городского бюджета и от инвесторов. Согласно данному плану, даче Важеевской предстоит стать «интерактивным краеведческим музеем» — работы по необходимому для того приспособлению памятника надлежит провести в 2021–2023 гг. А глава района Алексей Куимов заявил журналистам, что дача Важеевской станет «социально-культурным объектом».

«Новая» поинтересовалась у директора «Олимпийского резерва», готова ли школа-интернат отказаться от деревянного памятника, проводились ли с ее руководством соответствующие переговоры.

Временное кровельное покрытие / Фото: terijoki.spb.ru Временное кровельное покрытие / Фото: terijoki.spb.ru

— Никто со мной это не обсуждал, да и не будет. Примут решение — я возьму под козырек и исполню, кто нас спрашивает? — сказал Владимир Умеренков.

При этом Владимир Иванович заверяет, что судебное решение будет непременно школой-интернатом исполнено — «мы самые законопослушные». На вопрос, где возьмут средства в отсутствие бюджетного финансирования, отвечает: «Деньги найдем, не сомневайтесь». Откуда такая уверенность, правда, непонятно: с чего они теперь найдутся, если все предшествующие годы сыскать не удавалось?

На сегодня, согласно данным портала госзакупок, завершенными значатся проектные (изыскательские) работы по сохранению памятника — те самые, что к августу провело ООО АСУ. За них школа-интернат заплатила 515,3 млн рублей. Сами работы по сохранению обойдутся в разы больше. Но может статься, что к их окончанию школу-интернат попросят на выход.


Некогда обширный участок дачи Важеевской с тех пор, как она перестала использоваться под детсады, «усох» примерно вдвое — вторая половина оказалась в частной собственности, здесь повырубали деревья с кустарниками и выстроили домище из монолитного железобетона.


Территорию заблаговременно перевели в зону, предназначенную для индивидуальных жилых домов. Другая половина, собственно с дачей Важеевской, остается в зоне «для размещения объектов образования».

В 2017 году студенты Санкт-Петербургского государственного университета сделали подробную фотофиксацию дачи Важеевской и выполнили архитектурные обмеры, переведя затем чертежи в цифровой формат. Архивные изыскания и результаты обмеров позволили выдвинуть гипотезу о том, что ряд декоративных фасадных элементов (балконы, дверные и оконные проемы, декоративные колонны) претерпели изменения, а некоторые были утрачены. Магистранты университета создали компьютерную модель — виртуальную реконструкцию первоначального облика «дома-сказки». И проработали три варианта возможного нового использования здания и территории: как частного детского сада, хостела и центра досуга для пожилых людей, подведя под каждое из них экономические обоснования. Приглашенные эксперты, оценив предложения студентов, сочли каждое из них вполне перспективным с точки зрения рентабельности. Все эти чрезвычайно полезные и интересные наработки были представлены и обсуждены специалистами на пятом научно-практическом семинаре «Уходящая натура», что ежегодно проводится в рамках межвузовского проекта «Старые дачи. Документация утраченного» при участии СПбГУ, СПбГХПА имени А. Л. Штиглица, СПбГАСУ и ИТМО. Ее участники настаивают: реновационные проекты по воссозданию дачной социальной инфраструктуры требуют разработки особых дорожных карт, а реализация таких проектов на всех ее этапах должна быть абсолютно прозрачной и проходить через публичные слушания.

Но все эти труды остаются невостребованными чиновниками, увлеченными сочинением за бюджетный счет концепций спасения наследия, остающихся обычно только на бумаге. За очередную из них по заключенному с КГИОП контракту взялась «Студия 44». Первый этап, оцененный в 4,9 млн, значится исполненным к 31 декабря минувшего года, работы полностью оплачены. Но результат остается тайной для членов Совета по сохранению культурного наследия — хотя обещалось, что концепция обязательно будет представлена на его обсуждение.

Судьба же дома-сказки остается туманной. Школа-интернат «Олимпийский резерв» продолжает считать его своим и тужится исполнить требования охранного обязательства, предписывающего до 2023 года выполнить необходимые работы по сохранению памятника. При этом в августовской тендерной документации на проектирование в графе о функциональном использовании памятника значилось: «под объекты здравоохранения», учрежденная Комитетом имущественных отношений контора «Авенариум» планирует создать тут «Избу непотерянного времени», а в утвержденном плане развития Сестрорецка даче Важеевской предписано стать интерактивным музеем.

Врио губернатора Александру Беглову стоило бы оперативно разобраться с этими лебедем, раком и щукой, пока не растащили памятник по бревнышку в разные стороны…