Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Фабрика мыльных пузырей

9 октября 2017 12:22 / Общество

Миллионы, выделенные на спасение деревянного зодчества, пустили через компанию с опытом управления банями.

Плачевное состояние памятников обычно объясняют отсутствием средств. Даже на спасение самого хрупкого, исчезающего на глазах пласта нашего наследия – деревянного зодчества денег в казне нет. По оценкам КГИОП, город может взять на себя реставрацию только двух-трех таких памятников в год. А на грани гибели – десятки. Не расточительно ли при таких вводных тратить десятки миллионов на то, что иначе как прачечной назвать трудно?

Где взять денег, когда их нет

На совещании в Смольном в августе 2017 года по проблемам сохранения исторических деревянных зданий приоритеты были расставлены вполне четко. Их сформулировал вице-губернатор Игорь Албин: «Следует начать с полного обследования, первоочередных противоаварийных работ и консервации. В противном случае, пока раскачиваемся, потеряем последнее, что осталось».

Раскачиваться, собственно, начали еще два года назад. В мае 2015-го вице-губернатор Михаил Мокрецов выразил обеспокоенность тем, что на месте объектов северного модерна появятся «образцы весьма посредственной архитектуры и примеры элементарного отсутствия вкуса». Он объявил о моратории на продажу исторических дач в Курортном районе, иначе Сестрорецк «может навсегда утратить удивительный архитектурный пейзаж». Полгода спустя Мокрецов представил городскому правительству проект программы развития Сестрорецка, предусматривающий создание туристических центров и общественных пространств в стенах исторических зданий и рядом с ними.

«Главная цель нового проекта – отказаться от продажи участков под аварийными зданиями в курортных и исторических зонах, восстановить уникальную городскую среду, которая существовала в начале  XX века»,  – декларировал губернатор Георгий Полтавченко.

Исторический облик Сестрорецкого парка, запечатленный на старой открытке

Реализовать задуманное планировалось к исходу 2018 года, но заложенные в бюджет 2016 года средства на разработку концепции остались не использованными. Заботы по сохранению уникальной архитектурной среды века вверили не КГИОП, а имущественному блоку: в феврале прошлого года глава КИО Александр Семчуков (ныне отставленный) объявил об учреждении его комитетом компании «Авенариум+», которой и поручалась разработка «Концепции создания общественных пространств на базе исторических деревянных зданий и развития прилегающих к ним территорий в Курортном районе». На что в городском бюджете – 2017 заложили 36,3 млн рублей. Кроме того, «Авенариуму» в рамках городской госпрограммы развития территорий отписали 26,8 млн на «осуществление уставной деятельности» и 70,7 млн на «проектирование строительства зданий детского оздоровительного комплекса» в Сестрорецке (Парковая ул., 14).

Недавно «Авенариум» представил публике первую часть проделанной работы – по Сестрорецку. Ощущение, что это лишь предварительные и весьма общие наметки, за которыми должна последовать сообразная выделенным средствам детальная проработка. Но авторы этого не анонсируют, а завершают презентацию обещанием вскоре порадовать нас разделами по Зеленогорску, поселкам Песочный и Солнечное.

Изба в стиле модерн

Представленная концепция по Сестрорецку смахивает на сочинение троечника, пытающегося «нагнать строку», скрыв непонимание предмета. Львиная доля текста (изобилующего стилистическими и грамматическими ошибками) – набор пустопорожних фраз, банальностей и лозунгов.

Обещается, например, в досуговом центре для пожилых людей, создаваемом на базе исторической дачи Змигродского (ул. Андреева, 3) организовать «танцевальные и театральные кружки, кружки хорового и сольного пения», которые «наполнят вдохновением всех желающих, а оздоровительные секции обеспечат здоровьем и энергией». А обучение компьютерной грамотности «поспособствует развитию и адаптации, наполнив пенсионера надеждой на будущее».

Иное наполнение предусмотрено для детишек. Им уготована «Изба непотерянного времени», в которую грозят обратить историческую дачу Важевской (ул. Андреева, 12) – откуда «каждый малыш уйдет наполненным знаниями, интересными событиями, новыми навыками и положительными эмоциями». Хотя неплохо бы для начала наполнить знаниями самих разработчиков, дабы неповадно было обзывать избами памятники в стиле модерн.


Подросткам, завлекаемым в Центр профессий и ремесел (Сосновая ул., 1/5, участок утраченных домов Карасимеонова), обещают, что тут они «почувствуют свою нужность и необходимость гордиться первым успехам, делиться ими с друзьями, совершать открытия и получить возможность дальнейшего профессионального самоопределения». (Цитируем с сохранением орфографии оригинала.)


А строительство крытого скейт-роллер-парка со скалодромом и зоной граффити (ул. Коммунаров, 21) приведет к тому, что «желающих встать на коньки и скейты будет еще больше и, как следствие, уменьшится количество экстремалов на улицах», а «наличие творчески легализованных зон для граффити исключит акты вандализма по отношению к памятникам культуры и прочей архитектуры города».

Таким видят «благоустроенный» исторический парк создатели концепции

С революционным замахом

Хотя ознакомившиеся с концепцией исследователи сообщества «Старые дачи» обнаруживают в ней самой куда больше поводов опасаться за памятники и «прочую архитектуру». Настораживает, например, что значительной части из предложенных взять в оборот исторических построек в презентационном альбоме изменили дату рождения.

Так, дача Важевской маркирована 1917 годом, хотя, согласно официальным данным КГИОП, возведена в 1907-м.

На десять лет омолодили и дачу Кречева (ул. Григорьева, 18/6) – а ее КГИОП тоже датирует 1907-м. Те же фокусы с дачами Кривдиной (Садовая ул., 8/16) и Кочкина (ул. Максима Горького, 8) – разработчики указывают 1917-й, однако в госреестр они включены как памятники начала ХХ в. (по второму объекту исследователи уточняют: 1906–1909). Причины этих метаморфоз, надо полагать, в том, что закон защищает от сноса здания, построенные до 1917 года. И судя по картинкам концепции, намечаемое «приспособление» таких старых дач – это скорее вариации на тему исторического облика, причем в ряде случаев весьма вольные.

Схожий подход выказан и в предложениях, касающихся ландшафтных памятников. Например, Средний парк предложено «благоустроить с помощью световых технологий – подсветить деревья и дорожки, сделать интересные скамейки, беседки и ротонды». Похоже, эти люди вообще не понимают, что исторические сады и парки – это самоценные произведения искусства, которые незачем «украшать» и делать «повеселее», им требуется особый реставрационный подход. И что предложенные проектом асфальтированные и уложенные современной плиткой дорожки не только абсолютно здесь неуместны, но и способны негативно сказаться на состоянии почвы и растительного покрова.

Впавшие в детство в поисках вдохновения

Концепция предлагает разбивку на шесть подцентров: «Территория детства», «Территория спорта» (нам попутно напоминают, что, «как известно, Сестрорецк давно стал городом детства и спорта»), «Территория развития» (с декларацией базовой идеи – «умного отдыха», которая «придаст мощный импульс для развития, достижения успеха и объединения всех групп населения Курортного района»), «Территория досуга», «Территория вдохновения», ну и просто «Территория счастья» (с променадом вдоль залива).

«Умный отдых» предполагает организацию «интеллектуального клуба» в даче Кривдиной. С несколько настораживающим зачином: «Один философ заметил, что часто человек умирает в 30 лет, а закапывают его только в 70 лет. Так происходит потому, что человек перестает творчески развиваться, живет «по привычке», теряет энтузиазм и цель жизни… Создание интеллектуального клуба в Курортном районе направлено на популяризацию интеллектуальных ценностей, где интеллект – это мудрость, опыт, логика, а ценность – это время, разум, взаимоотношения и друзья».

Во первых строках представления «Территории детства» анонсируется «строительство самого большого в городе многоуровневого, перехватывающего паркинга, что явится несомненным преимуществом для туристов и жителей Курортного района».

«Детский оздоровительный комплекс» от «Авенариума»

Немало новостроек можно обнаружить и по другим «подзонам». Отель 3* с подземным паркингом (Ермоловский пр., 12), дом отдыха (наб. р. Сестры, 43, 45, 45–47), Спорт-отель 2* (Тарховский пр., 2/3, на месте двухэтажного деревянного дома, датируемого 1939-м), Центр водных видов спорта (Советский пр., 8, лит А, тут под снос идет уже Дом Дебольских начала ХХ в.), упомянутый комплекс с крытым скейт-роллер-парком, внушительная «шайба» под названием Большая событийная площадка с модульными конструкциями, где планируют проводить «корпоративные события, конференции, концерты, фестивали и ежегодные балы» (ул. Коммунаров, восточнее пересечения с Малой Канонерской), здания для театральной студии и центра настольных игр (ул. Коммунаров, 17, не имеет ничего общего со стоящим тут дореволюционным зданием) и для центра лингвистических, образовательных и научно-познавательных квестов (ул. Коммунаров, 10, двухэтажное деревянное здание, тоже идет под снос), кафе-ресторан с подземным паркингом на месте утраченной дачи Цветова (ул. М. Горького, 8а, грубая имитация воссоздания), уже даже не намекающий на воссоздание утраченного новый Курзал (Курортная ул., 1/1; так и пишут: «планируется воссоздать с точки зрения функционального использования», не более) и внушительная новостройка детского оздоровительного комплекса «Авенариум» (Парковая ул., 14) с активным использованием стекла и бетона.

Последний объект – тот самый, на который АО «Авенариум+» выделялось 70 миллионов. Без малого полтора гектара бывших земель Минобороны с 11 зданиями общей площадью 14,7 тыс. кв. м, включая подохранные дачи Витцеля и Кана, а также еще два не имеющих статуса памятников исторических здания – некогда ведомственный детский лагерь, законсервированный с 2010 г. В составе нового «детского центра» анонсируется гостиница, ресторан и фитобар, зона SPA c русской, финской банями и хамамом, а также тремя бассейнами, включая термальный. Общая площадь отстроенного комплекса на выходе должна составить 8000 кв. м. Минувшим летом «Авенариум» провел тендер на реставрацию и приспособления дач Кана, Витцеля и еще одной «безымянной» – на 14 млн бюджетных рублей. Дача Витцеля, к слову сказать, хотя и замечательна сама по себе, но к планам спасения деревянных памятников отношения не имеет – построена из «полого бетонного кирпича», как фиксируется в архивном документе 1912 года.

Всего девять сестрорецких исторических дач концепцией предлагается оставить под изначальную функцию, восстановить и сдавать в аренду (Федотовская дорожка, дома № 3, 5, 10, 12, 15, 16, 19, 32 и Советский пр., 19). Успех предприятия связывают с мегапроектом Газпрома. «Учитывая стремительное развитие Лахта-центра, востребованность домов для круглогодичной аренды будет только расти», – не сомневаются разработчики. Предлагаемые потенциальным арендаторам объекты не выглядят шибко заманчивыми – большей частью это расселенные, стоящие без окон и дверей ветхие двухэтажные строения барачного типа, а то и вовсе пепелище (дом № 16). За исключением, пожалуй, выстроенного в неорусском стиле Дома Герценфельда (1899 г.) – но и он на ладан дышит, кровля содрана, рамы и двери высажены.

Кто нас парит?

Фантазии авторов концепции не очень считаются с актуальными законодательными вводными. Предусмотрительно поясняется, что ее реализация возможна лишь при выполнении ряда «мероприятий» – внесения изменений в генплан, ПЗЗ, утвержденные проекты планировки и межевания территорий; а также при условии выкупа (аренды) объектов и земель, облюбованных под устройство многоуровневых паркингов, Курзала, Интеллектуального клуба в даче Кривдиной (ею владеет частная компания) и пресловутой «Избы» в даче Важевской (до недавнего времени значилась в собственности ГБОУ «Олимпийский резерв»).

Заявленные сроки реализации – до 2020 года. Каким образом, на какие средства – бог весть. Ни экономического обоснования, ни конкретики по возможным пользователям, ни профессионально проработанных вариантов приспособления исторических зданий.

«При таком подходе, скажем, дача Змигродского, бывшая некогда украшением Сестрорецка, до предписанного ей светлого будущего точно не доживет», – опасается краевед исследовательской группы «Старые дачи» Александр Браво.

Дача Змигродского, бывшая некогда украшением Сестрорецка, рискует не дожить до предписанного ей концепцией светлого будущего

Презентационный альбом «Авенариума» завершается сообщением: «В дальнейшем планируется вовлечь активную общественность в реализацию концепции, определить инициаторов/активистов, которые будут готовы воплощать сценарии в жизнь».

Между тем у активной общественности – той самой, что собирает в российских и финских архивах сведения о строениях и обитателях здешних мест, укладе быта, культурных традициях, разыскивает (и находит) наследников прежних владельцев, готовых поделиться историческими фото, дневниками, письмами и чертежами, организует профессиональные фиксации и обмеры оставшихся старых дач (многие из которых теперь можно было бы с точностью восстановить именно благодаря этим общественным наработкам) и проводит научные конференции с привлечением отечественных зарубежных специалистов, – возникает два вопроса. Первый: почему все их наработки, о которых прекрасно известно в той же администрации Курортного района, остались не востребованы при сочинении концепции? И второй: кто эти люди, выказавшие при ее создании абсолютный непрофессионализм и отсутствие понимания предмета?

На первый ответить не можем, а вот на второй – пожалуйста.

Согласно данным ЕГРЮЛ, компания-разработчик – бывшее ОАО «Балтийские бани» (до 2004 г. – одноименное СПбГУП), переименованное в конце декабря 2016 г. в АО «Авенариум+». Единственным учредителем и владельцем компании был и остается имущественный блок Смольного. Гендиректор – Ирина Кадочникова (также является учредителем и владельцем компании с основным профилем «деятельность больничных организаций). По сведениям, которые приводит газета «Деловой Петербург», исполнительный орган «Авенариума» представлен Михаилом Петровым, занимавшим пост гендиректора «Балтийских бань» в 2009–2015 гг., а в совет директоров входят четверо руководителей сети городских госбань и один сотрудник КИО.

Банщики прикрылись именем Петра Авенариуса – основателя и председателя Правления Общества Приморской железной дороги, создателя Сестрорецкого Курорта, который к 1907 году был удостоен высшей награды Всемирной бальнеологической выставки в Бельгии. Трудами Авенариуса город превращался в одно из самых изысканных и популярных мест отдыха. При участии Петра Александровича возведена и церковь Христа Спасителя в Дюнах, подле которой он был похоронен. На его могильном кресте вывели надпись: «Созидателю сего храма, преобразователю глухой местности в Сестрорецкий Курорт П. А. Авенариусу».


Нынешние «преобразователи», беззастенчиво присвоившие это славное имя, сумели продемонстрировать лишь одно наработанное в былые годы умение – парить.


И пока остальные заложенные в бюджете миллионы не оказались потрачены с тем же результатом, стоит направить их на решение задачи, определенной вице-губернатором Игорем Албиным как приоритетной: провести полное обследование, консервацию и противоаварийные работы по тем историческим деревянным постройкам, что подошли к черте гибели.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.