Душа трамвая вновь воззвала к петербуржцам
По Андреевскому бульвару бродил… заблудившийся трамвай. Очаровательная девушка, игравшая эту роль, расспрашивала знакомых и незнакомых о своей истории. Видимо, для того, чтобы помочь ей вспомнить былое, к памятнику бомбардиру Василию на 7-й линии принесли огромный плакат с изображениями трамваев, в разные годы ездивших по городу. И собравшийся у плакатов народ — молодой, и не очень молодой, и совсем не молодой — размышлял о будущем электротранспорта в северной столице. Мероприятие, организованное движением «Петербуржцы за общественный транспорт», называлось пикетом, но на деле оно скорее напоминало хеппенинг. Что, впрочем, ни в коей мере не мешало ему преследовать вполне серьезные цели…
«Он был красным, двухвагонным, с чугунными лесенками… Я на него смотрела, как на чудо какое-то…»
— Мы собираем подписи за сохранение трамвайного парка на Васильевском острове, — рассказывает руководитель движения Виктор Туралин. — И речь идет не только о необходимости сберечь исторические здания и уникальные экспонаты, собранные в Музее электротранспорта и рассказывающие о его развитии. Мы считаем, что трамвайный парк должен сохраниться именно как транспортное предприятие. Ведь сегодня в районе с населением в 200 тысяч человек транспортных предприятий не осталось. Автобусы к нам идут из северных районов, что приводит к увеличению холостых пробегов. При этом проблема транспортной доступности острова обостряется год от года. И мы считаем, что ее может решить несправедливо забытый трамвай. Надо вернуть рельсы на Благовещенский мост — и вернуть этот вид транспорта в центр города. Мы же видим, что после того, как рельсы убрали, пробки никуда не делись — место трамваев заняли машины. Но необходимо выбирать приоритеты, и мы считаем, что приоритет должен быть отдан общественному транспорту, которому надо обеспечить выделенные полосы на всех основных магистралях. Ведь современные трамваи могут развивать скорость до 60 км/ч и быстро перевозить пассажиров из одного конца города в другой. К сожалению, сегодня Горэлектротранс финансируется по остаточному принципу — денег на закупку новых вагонов он практически не получает. И с ремонтом существующего подвижного состава тоже возникают сложности — просто потому, что парки закрывают один за другим, соответственно, и база, необходимая для обслуживания вагонов, сокращается.
— Сегодня вопрос о застройке территории трамвайного парка вроде бы снят с повестки дня, но при этом нет ясности, отказались ли городские власти от реализации этих планов или просто отложили их на какое-то время. Но проблема еще и в сохранности исторических зданий. У Музея электротранспорта, естественно, нет средств на их содержание, а больше их никто не выделяет. И если ангары и дальше останутся бесхозными, то они достаточно быстро придут в аварийное состояние. А потом нам скажут, что никто не виноват и здания рухнули сами. Вот этого нельзя допустить! — рассуждает Евгений Гостев, инженер-строитель с более чем полувековым стажем.
Организаторы пикета притащили на бульвар деревянный стул — как выяснилось чуть позже, он предназначался для 88-летней Марии Степановны, которая всю жизнь прожила в Ленинграде — Петербурге. Включая и годы блокады… «Я каждый день ходила пешком от 8-й Советской до Красной улицы, — рассказывала она. — И вот 1942-й год, 15 апреля — мой день рождения. Выхожу я, как обычно, по Лиговке и вдруг вижу… идет трамвай. Он был красным, двухвагонным, с чугунными лесенками… Я на него смотрела, как на чудо какое-то. И когда он притормозил на остановке, бросилась его целовать».
О пикете Мария Степановна узнала от внучки и ради такого случая решила выбраться из дома. «Ребята, давайте мы трамвай поддержим! — обратилась она к собравшимся. — Мне уже в нем не ездить, конечно, — не забраться уже с моими ногами. Но так хочется, чтобы он остался. Потому что это замечательный вид транспорта, и в нашем городе он всегда был!»
Вот только удастся ли поддержать? До сих пор вопросы, связанные с определением приоритетов и развитием общественного транспорта, власть предпочитала решать самостоятельно, практически не прислушиваясь к голосу «улицы». Хотя, если по уму, это должно было стать предметом самой широкой дискуссии — просто потому, что, как ни крути, но «общественность» ездит на трамваях и автобусах куда чаще, чем члены городского правительства, и элементарная справедливость требует, чтобы ее мнение было учтено. Как оно произойдет на самом деле и появятся ли в городе новые трамвайные маршруты, пока неясно…
— Мы собираем подписи за сохранение трамвайного парка на Васильевском острове, — рассказывает руководитель движения Виктор Туралин. — И речь идет не только о необходимости сберечь исторические здания и уникальные экспонаты, собранные в Музее электротранспорта и рассказывающие о его развитии. Мы считаем, что трамвайный парк должен сохраниться именно как транспортное предприятие. Ведь сегодня в районе с населением в 200 тысяч человек транспортных предприятий не осталось. Автобусы к нам идут из северных районов, что приводит к увеличению холостых пробегов. При этом проблема транспортной доступности острова обостряется год от года. И мы считаем, что ее может решить несправедливо забытый трамвай. Надо вернуть рельсы на Благовещенский мост — и вернуть этот вид транспорта в центр города. Мы же видим, что после того, как рельсы убрали, пробки никуда не делись — место трамваев заняли машины. Но необходимо выбирать приоритеты, и мы считаем, что приоритет должен быть отдан общественному транспорту, которому надо обеспечить выделенные полосы на всех основных магистралях. Ведь современные трамваи могут развивать скорость до 60 км/ч и быстро перевозить пассажиров из одного конца города в другой. К сожалению, сегодня Горэлектротранс финансируется по остаточному принципу — денег на закупку новых вагонов он практически не получает. И с ремонтом существующего подвижного состава тоже возникают сложности — просто потому, что парки закрывают один за другим, соответственно, и база, необходимая для обслуживания вагонов, сокращается.
— Сегодня вопрос о застройке территории трамвайного парка вроде бы снят с повестки дня, но при этом нет ясности, отказались ли городские власти от реализации этих планов или просто отложили их на какое-то время. Но проблема еще и в сохранности исторических зданий. У Музея электротранспорта, естественно, нет средств на их содержание, а больше их никто не выделяет. И если ангары и дальше останутся бесхозными, то они достаточно быстро придут в аварийное состояние. А потом нам скажут, что никто не виноват и здания рухнули сами. Вот этого нельзя допустить! — рассуждает Евгений Гостев, инженер-строитель с более чем полувековым стажем.
Организаторы пикета притащили на бульвар деревянный стул — как выяснилось чуть позже, он предназначался для 88-летней Марии Степановны, которая всю жизнь прожила в Ленинграде — Петербурге. Включая и годы блокады… «Я каждый день ходила пешком от 8-й Советской до Красной улицы, — рассказывала она. — И вот 1942-й год, 15 апреля — мой день рождения. Выхожу я, как обычно, по Лиговке и вдруг вижу… идет трамвай. Он был красным, двухвагонным, с чугунными лесенками… Я на него смотрела, как на чудо какое-то. И когда он притормозил на остановке, бросилась его целовать».
О пикете Мария Степановна узнала от внучки и ради такого случая решила выбраться из дома. «Ребята, давайте мы трамвай поддержим! — обратилась она к собравшимся. — Мне уже в нем не ездить, конечно, — не забраться уже с моими ногами. Но так хочется, чтобы он остался. Потому что это замечательный вид транспорта, и в нашем городе он всегда был!»
Вот только удастся ли поддержать? До сих пор вопросы, связанные с определением приоритетов и развитием общественного транспорта, власть предпочитала решать самостоятельно, практически не прислушиваясь к голосу «улицы». Хотя, если по уму, это должно было стать предметом самой широкой дискуссии — просто потому, что, как ни крути, но «общественность» ездит на трамваях и автобусах куда чаще, чем члены городского правительства, и элементарная справедливость требует, чтобы ее мнение было учтено. Как оно произойдет на самом деле и появятся ли в городе новые трамвайные маршруты, пока неясно…
Виктория РАБОТНОВА
Фото автора