Тинейджеры большого террора
Петербургские силовики провели серию громких арестов и обысков, после чего отчитались перед журналистами. Правда, перед началом пресс-конференции люди в милицейских погонах предупредили сотрудников СМИ: «лишних вопросов не задавать» и «запрещенного не спрашивать». Журналисты попались на редкость понятливые: о чем нужно промолчали. Однако незаданные «почему» и «отчего» все равно повисли в воздухе вопросительными знаками…
Февраль: достать тротил и плакать
Февральские милицейские сводки с самого начала были тревожными. Два нападения в метрополитене: на цыганку и на студента из Камеруна. В Пушкине – избиение гражданина Армении и нанесение ножевых ранений двум мужчинам из Узбекистана (один погиб). И в довершение пара взрывов: в цветочном павильоне на «Владимирской» (пострадала продавщица) и в ресторане «Макдоналдс» в центре города (милиция насчитала здесь десять потерпевших)…
Расследование серии громких уголовных дел взяла на себя Городская прокуратура. Специально сформированные бригады (с представителями прокуратуры, ГУВД и ФСБ Петербурга в составе), по их собственным оценкам, работали «слаженно, профессионально, организованно».
– На первый взгляд, единственное, что связывало все дерзкие преступления, получившие широкий общественный резонанс, – это возможный экстремистский мотив, – отметил прокурор города Сергей Зайцев, комментируя мартовские раскрытия.
Удивительное признание. Особенно если вспомнить, что еще недавно инцидент в Пушкине считался банальной дракой на бытовой почве, взрыв на «Владимирской» – едва ли не шуткой, сопровождающейся «легким испугом», а пострадавших камерунца и цыганку вообще не сразу заметили…
Видимо, до сих пор такая трактовка (продиктованная явным нежеланием раздувать ажиотаж) вполне устраивала силовые структуры. Первоисточник и главный классификатор всех сдержанных определений – правоохранительные органы Петербурга. Тот же, что и сейчас. Но выводы, озвученные на последней пресс-конференции – диаметрально другие…
Еще есть адреса…
За три-четыре последние недели по городу (по давно известным петербургским адресам – это собственное признание первого заместителя начальника ГУВД Петербурга и Ленинградской области Сергея Умнова) прокатилась волна арестов, обысков и допросов. В настоящее время по подозрению в содеянных и задуманных злодеяниях задержано больше двадцати человек.
Краткая милицейская характеристика задержанных: молодые люди в возрасте от 17 до 23 лет (каждый третий – несовершеннолетний). Жители Петербурга и Ленобласти. Участники неформальных молодежных объединений. Наклонности – экстремистские. Взгляды – националистические. Убеждения – резкие. Неоднократно бывали на митингах ДПНИ (Движения против нелегальной иммиграции). При многочисленных обысках у них изъяты: буклеты, символика, компьютерные файлы с видеороликами сцен избиения иностранцев, ножи, арматура…
Всех задержанных в марте сыщики четко делят на две группы. Причем, акцентирует Сергей Умнов, эти молодежные объединения никак не связаны друг с другом.
Первая группа насчитывает 11 человек, которых подозревают в нападении на приезжих из Армении и Узбекистана в Пушкине. Из них семеро сейчас под арестом, трое – под подпиской о невыезде. Кроме того, трех членов именно этой компании считают причастными к нападениям на камерунца и цыганку.
– Почти все подозреваемые, – говорит Сергей Зайцев, – признают фактические обстоятельства совершенного и свою вину, однако отрицают мотив национальной ненависти и розни. Работа по сбору доказательств еще продолжается.
Движение имени «павшего героя»
Вторая группа – «взрывоопасная». Она меньше по числу задержанных участников (шесть человек) и значительнее по своей идеологической сути. Подростки называют себя «Движением имени павшего героя Дмитрия Боровикова».
Команде боровиковских последователей приписывают два «подвига»: взрыв цветочного ларька у станции метро «Владимирская» и ресторана «Макдоналдс» на углу Невского проспекта и улицы Рубинштейна. Эти дела практически сразу объединили в одно производство. Так как, по словам Сергея Зайцева, эксперты установили, что в обоих случаях использовались аналогичные взрывные устройства. В ходе обысков в квартирах членов второй группы обнаружено: устройство, похожее на СВУ, элементы сборки взрывных механизмов, методики, схемы, необходимые реактивы, тротил... Из шестерых задержанных по подозрению в организации взрывов трое сегодня взяты под стражу.
Работа по данному уголовному делу еще в самом разгаре. Однако уже сегодня можно с определенной уверенностью заявить (эта уверенность слышится в голосе прокурора Зайцева), что цель взрыва в кафе «Макдоналдс» – не только нарушение общественного порядка и создание угрозы для жизни людей, но и устрашение населения и оказание воздействия на органы власти. Поэтому данное преступление прокуратурой переквалифицировано на статью 205, часть 2, пункт «а» УК РФ «Террористический акт, совершенный группой лиц по предварительному сговору».
– Да, мы столкнулись с новым явлением – подготовка и совершение на территории нашего города терактов. Преступления, я считаю, нетипичные для Петербурга, – обозначил свою позицию Александр Востряков, начальник Службы УФСБ РФ по Петербургу и Ленобласти. – Это очень серьезные деяния и с точки зрения подготовки, и по своим последствиям.
По информации петербургской службы госбезопасности, группа «памяти Боровикова» в ближайшее время хотела совершить в нашем городе еще несколько подобных акций, которые также можно квалифицировать по 205-й статье УК РФ. Сергей Зайцев дополнил, что своевременные задержания позволили их предотвратить.
Новые преступления, по словам первого заместителя начальника ГУВД Петербурга и Ленобласти Сергея Умнова, вынашивались последователями Боровикова. Так, 17 марта, во время антифашистского митинга на «Чернышевской», экстремистски настроенные подростки замышляли избиения и убийства участников акции. Оперативники задержали 13 человек, которые, вооружившись арматурой, дубинками, ножами и колющими орудиями, направлялись на митинг.
– Эта группа и раньше находилась у нас под контролем, – сообщил Сергей Умнов. – Но задержать их пришлось сейчас – чтобы не допустить запланированных ими преступлений. Они готовили новые взрывы…
Обвинение (ни в содеянном, ни в задуманном) пока никому не предъявлено. Следствие обещает: «обвинительные заключения будут сделаны вот-вот»…
Взгляд иcподлобья
Время стирает многое. Но последние события – слишком свежие. Их просто еще не успели забыть.
Наутро после взрыва в «Макдоналдсе» губернатор Петербурга Валентина Матвиенко называла случившееся «хулиганскими действиями экстремистского толка». Возможно, политикам в нашем городе известно больше, чем милиции и службе безопасности?
– У нас есть все основания надеяться на то, что преступление скоро будет раскрыто, – уверяла градоначальница. – Город предпринимает все профилактические меры по предупреждению подобных случаев. Сейчас проводится серьезная работа в отношении групп, имеющих экстремистские наклонности.
Помните, после каждого из февральских дерзких резонансных преступлений Валентина Матвиенко ставила задачу «раскрыть» и «наказать». Быстро и показательно. А ведь приказы не обсуждают. Их выполняют. «Серьезная работа» проведена. И есть результаты. Но есть и вопросы. И предупреждение «не задавать их», озвученное на вполне официальном брифинге, непонятно. И пока я лично осмысливаю его, звучит еще более странное обращение к журналистам: «Вы знаете, какие вопросы – можно, какие – нельзя»…
Нет, я давно не была на брифингах. Я, кажется, не знаю.
Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото Сергея ЕРМОХИНА
Прямая речь
Константин Душенов, главный редактор газеты «Русь православная», председатель Северо-Западного отдела Союза русского народа:
– По большому счету (кроме «Шульца-88») Городская прокуратура на 100% не выиграла в суде ни одного вроде бы раскрытого уголовного дела. В подавляющем большинстве случаев суды выносят оправдательные приговоры. Вину обвиняемых доказать не удается. Потому что дела состряпаны кое-как. По отработанной технологии. Есть картотека на лиц, которые гипотетически могут быть причастны к деяниям на национальной почве. По ней находят подходящих подростков. С определенными взглядами, уровнем развития и образования. Как правило, из неблагополучных семей. Задерживают их. Бьют. Получают от них якобы признательные показания. А суд выводит всех на чистую воду…
Владимир Соловейчик, лидер петербургских антиглобалистов:
– Не расследованием, а преследованием занимаются правоохранительные органы северной столицы. Они превратились в органы политической охраны и фальсификации. Подмена и подтасовка фактов – основной метод их работы. У меня лично последние задержания подростков вызывают большое недоверие. Потому что непрофессионализм и пренебрежение к закону со стороны петербургской милиции хорошо известны. Я думаю, в суде дело развалится и подростки будут оправданы.
Досье «Новой»:
Дмитрий Боровиков являлся лидером Mad Crowd – петербургской молодежной неформальной группы националистической направленности. В мае 2006 года правоохранительные органы Петербурга разработали и провели операцию по ее ликвидации. Боровиков на тот момент находился в международном розыске. В ходе операции по его задержанию был убит. Странные обстоятельства гибели Боровикова также вызывают ряд вопросов к городской милиции. Однако прокуратура Петербурга после проверки по факту гибели Боровикова отказала в возбуждении уголовного дела в отношении задерживавших его сотрудников милиции, признав их действия правомерными.