Новый русский театр
Михайловский театр оперы и балета (такое название присвоил ему новый директор, известный фруктовый бизнесмен Владимир Кехман) открыл этой осенью новый 175-й сезон под девизом: «Всё для зрителя». С начала октября в обновленном здании на площади Искусств, дом 1, для приходящих на спектакли гостей предусмотрены все удобства. Например, жаждущие могут утолить здесь не только духовный голод. В бывшем императорском театре теперь работает ресторан для посетителей. Более того — заказать ресторанную еду можно прямо в ложу, если она заранее оплачена и зарезервирована. Сегодня, по словам артистов, в театре уже есть VIP-ложи со специальными встроенными замками, открывающимися при помощи пластиковых карточек…
Балет и туалет
Когда Владимир Кехман стал публично хвастаться, что «сделал настоящий подарок театралам — построил в Михайловском театре четырнадцать новых туалетов», артисты бывшего Малегота прокомментировали: «Конечно, театралы только для того и ходят в театр, чтобы попасть в туалет…»
Артисты возмутились не случайно. Кехман громко и помпезно открыл театр. Во всеуслышание объявил об окончании «в обветшалом здании грандиозного ремонта», чересчур масштабного для таких рекордно коротких сроков. 7 октября Кехман устроил театральный показ: провел толпу журналистов по сияющим залам и ослепительным коридорам дворца. Но, как выяснилось, Кехман показал не все.
На самом деле директор театра поспешил с открытием. Ремонтные работы в здании Михайловского театра продолжаются и сегодня. Степень их незавершенности и неудобства оценивается по-разному.
— Осталось доделать только служебные помещения, — заявила вчера в интервью корреспонденту «Новой» исполнительный директор театра Татьяна Архипова.
— У нас до сих пор нет душа, не действует буфет, на двести человек — всего лишь один туалет, — жаловались артисты балета. По словам одной из балерин, чтобы пользоваться собственной раздевалкой, ей пришлось предварительно собрать и выкинуть оттуда вещи гастарбайтеров. Артисты сетуют: для спокойного и безопасного передвижения за кулисами нужно переобуваться в уличную обувь.
— Конечно, — соглашалась Архипова, — балетные залы, гримерки, раздевалки были отремонтированы позже, чем зрительная часть. Просто физически не успевали сделать все сразу. Понятно и то, что строители медленно, с трудом сейчас выходят из театра. Возможно, это травмирует балетных…
Кехман не уложился в тот объем и в те сроки, которые продекларировал, но скрыл это от большинства глаз. Перспективы по окончанию ремонта в полном объеме, которые называют сотрудникам театра строители: январь-февраль 2008 года.
Однако, похоже, коллективу петербургского Малого академического театра оперы и балета имени Мусоргского будет нанесена еще одна «травма»: сразу после новогодних праздников ожидаются массовые увольнения артистов.
— О том, что не меньше ста человек в январе — феврале будут уволены, нам сообщили в мягкой форме, — рассказали «Новой» сотрудники. С их слов, каждого потенциального кандидата на увольнение на днях пригласили в отдел кадров и сообщили: «С 1 января 2008 года у вас заканчивается контракт… и с вами могут прежний договор не продлить, новый не заключить. Имейте ввиду, подыскивайте место…» Каждого вызванного в кабинет кадровики заставили подписать некий документ — предупреждение о возможном сокращении. Это, по мнению коллектива, удобная линия защиты для администрации в случае неожиданных инцидентов: «Вас предупреждали…»
Балет и дюжина котлет
Впрочем, новый руководитель Михайловского давно уже продекларировал идею создания в стенах бывшего театра нового коллектива «мирового уровня» и, видимо, теперь его формирует. По мнению театральных критиков, знаковым жестом стал принцип ранжирования публики. Запутанной, лабиринтной системе лестниц и переходов сейчас возвращена дореволюционная функция: не допустить смешения высокопоставленной публики (в прежние времена — аристократической) с обычными театралами (ранее — разночинцами). Сегодня в бельэтаже, бенуаре и партере (VIP-зоны для зрителей) предусмотрены комфортные диваны и кресла, на которых, по мнению директора, «удобно размышлять о смысле жизни». Обитателям верхних ярусов вход в эту часть театра отныне воспрещен. Для их недопущения сюда выставлена охрана (в театре еще весной стали расхаживать молодые люди атлетического сложения).
— К сожалению, — говорят артисты, — хозяева лож с пластиковыми карточками не посещают театр каждый день. Поэтому зачастую выступать приходится перед полупустым залом…
Видимо, в основном для элитных гостей, «выкупивших» в Михайловском театре ложи, предусмотрена и еда, которая будет подаваться сюда по заказу из ресторана. Пока это в планах, но их уже подтвердили и озвучили совладельцы ресторана Ginza Project Вадим Лапин, Дмитрий Сергеев и Владимир Кехман.
Как минимум последние сто лет в Малом академическом театре оперы и балета не существовало ресторана, утверждают и изумляются театроведы. Чтобы блюда подавали во время спектаклей прямо в ложи — такого ни оперные, ни балетные еще не видели. Но, по их словам, если в итоге это произойдет — со стороны Кехмана такое абсолютно не удивит.
— Бесспорно одно, — сходятся во мнении артисты и критики, — Кехман действительно талант. Только очень талантливый человек может уничтожить за несколько месяцев то, что другие люди создавали столетиями...
Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото ИНТЕРПРЕСС
Прямая речь
Марина ДМИТРИЕВСКАЯ, главный редактор «Петербургского театрального журнала»:
— Практика доставки еды в ложи существовала в дореволюционном театре. Но лишь во время антрактов и только в пространство за избранными ложами подавались напитки, фрукты и мороженое. Не более того. И никак не в открытые ложи.
Около десяти лет назад несколько провинциальных театров повторили эксперимент с созданием VIP-лож с прилегающими к ним «столовыми». Дело закончилось плохо. Потому что это не приносит ощутимого дохода. Кроме того, наша сегодняшняя публика, выпив и закусив, не умеет себя вести. Даже провинциальные театральные труппы протестовали против таких нововведений, поскольку это неприятно и некрасиво.
Но, видимо, студент-первокурсник Петербургской театральной академии Владимир Кехман (поступил в этом году на платной основе. — Прим. ред.) еще не изучал этот опыт и повторяет его, пытаясь сделать театр прибыльным. Кехман еще не в курсе, что театр прибыльным не бывает, и возродить традиции 150-летней давности в современном театре нереально.
Николай ПРОСТОВ, активист Комитета единых действий в защиту социально-трудовых прав граждан:
— Более ста человек будут уволены в ближайшее время из Театра оперы и балета имени Мусоргского. Насколько я понял, инициатива исходит не от администрации театра, а из Комитета по культуре Петербурга. Такая же участь ожидает все театры, находящиеся на бюджетных дотациях. Одна из версий происходящего — реализация некой программы обновления театральных трупп.
С директором Михайловского театра Владимиром Кехманом удалось наладить более или менее конструктивный диалог. Он пообещал по возможности предоставить увольняемым некоторые бонусы.