Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Запретный храм

19 июня 2008 10:00

Мусульманского проповедника, осмелившегося заговорить на религиозные темы в петербургской мечети, избили и доставили в милицию. Информация об этом, мгновенно распространившаяся в интернете, всколыхнула исламское сообщество города, и без того недовольное порядками, установленными в одном из крупнейших мусульманских храмов России его настоятелем, муфтием Джафаром Пончаевым.

Городскую мечеть часто закрывают на замок, а мусульман — под арест





После намаза — в милицию
Милицейский патрульный экипаж прибыл к дверям мечети на Кронверкском проспекте днем 13 мая, вскоре после окончания традиционного намаза, когда верующие уже начинали расходиться. Впрочем, одного из них — известного в мусульманской среде московского проповедника Мухаммедсалиха Масаева — милиция взялась подвезти до своего ближайшего отделения. Заявителем против Масаева выступал сам муфтий Пончаев. По версии задержанного проповедника, подтверждаемой словами нескольких свидетелей, он всего лишь пытался заговорить с братьями по вере. Согласно же милицейскому протоколу — «громко кричал, размахивал руками, на замечания не реагировал». В связи с чем и был доставлен в милицию, а оттуда в мировой суд, который назначил взять Масаева под стражу на пятнадцать суток.
По словам очевидцев, чьи свидетельства опубликованы в ЖЖ, ситуация, предшествовавшая задержанию, развивалась следующим образом:
«…Когда Масаев стал говорить с прихожанами на религиозные темы, к нему подошел старший сын Пончаева и стал грубо, «по-хозяйски», выгонять его из мечети. Масаев возражал ему, в мягкой форме, говоря о том, что по правилам ислама он не имеет права вести себя так, прихожане также были на его стороне, говоря о том, что Масаев не делал ничего предосудительного.
Затем к старшему сыну Пончаева присоединился младший, они стали вместе буквально выволакивать Масаева из мечети. Один из прихожан стал снимать драку на мобильный телефон, но младший Пончаев тут же «разобрался» с ним с помощью кулаков. В конце концов братья затащили Масаева в помещение канцелярии при мечети и избили.
Появившаяся вскоре в мечети жена Д. Пончаева заявила тем, кто заступался за Масаева, что у них «вшивые бороды», спрашивая, зачем они «пришли в нашу мечеть». Прихожане вызвали милицию, но, так как милиция этого района поддерживает дружеские отношения с Д. Пончаевым, дело решилось не в пользу Масаева».

Хорошо еще, что через несколько дней (до истечения срока административного ареста) проповедника освободил Петроградский районный суд, отменивший постановление мирового судьи по причине огромного количества противоречий, которые в нем содержались. Да и сам милицейский протокол о задержании Масаева, как выяснилось, был составлен с нарушениями.

Спокойствие, только спокойствие
Логику милиции, оперативно повязавшей Мухаммедсалиха Масаева, представить несложно: прихожане мечети — это своего рода «группа повышенного риска», в которой воспаленному воображению так и мерещатся ваххабиты и заговорщики, но вот как объяснить поведение самого петербургского муфтия и (если верить ЖЖ) его сыновей? По своему общественному положению Джафар Пончаев вроде бы должен горой стоять за своих единоверцев, однако… ни гора не идет к Магомету, ни Магомет — к горе. Да и визиты районной милиции в мечеть, судя по всему, давно стали регулярными.
Так, в декабре прошлого года две милицейские машины увезли с Кронверкского проспекта Джамалетдина Махмудова, заместителя руководителя петербургской мусульманской организации «Аль-Фатх», который провинился в том, что бесплатно раздавал возле мечети книгу «Личность мусульманина» Мухаммада Али аль-Хашими (сразу оговоримся, эта книга не входит ни в один из списков запрещенной литературы и широко продается через интернет). Явившийся тогда на задержание майор Конушенко сослался на письмо Пончаева о запрете распространения печатной продукции около мечети.
— А как же нам быть? — недоумевал по этому поводу в интервью, данном вскоре после задержания Махмудов. — Мечеть по определению является духовным центром, где мусульмане могут получить необходимую информацию, знания, духовную поддержку, приобретать новые книги, а у нас все наоборот — продавать, распространять исламскую литературу нельзя, даже совершить пятикратный намаз в мечети невозможно — она почти все время закрыта!
О том, что мусульманский храм в Петербурге большей частью закрыт, официально заявлял даже глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, ссылавшийся при этом на постоянные жалобы от местных верующих — в частности, на то, что время работы мечети не соответствует мусульманскому молитвенному графику. Зато милицейское оцепление рядом с храмом можно видеть едва ли не чаще, чем самих верующих. Мусульмане предполагают, что большинство тревожных сигналов в милицию подает сам петербургский муфтий.
— Нет более спокойного региона в России, чем Петербург, — обмолвился как-то Джафар Пончаев. И с ним трудно не согласиться — вот только спокойствие это мнимое, и, похоже, мало кто представляет, какое десятилетиями копившееся недовольство клокочет за ним.

Семейный бизнес
Можно ли приватизировать мечеть? Превратить ее в частное заведение или семейный бизнес: кого хочу — пускаю, когда хочу — закрываю? Вы пришли помолиться, а на дверях — замок. Почему? Да потому что: «Это частное заведение. Вам могут отказать в обслуживании без объяснения причин».
Такой надписи над дверями питерской мечети пока что нет, однако о подобной практике главного муфтия Джафара Пончаева говорят все громче и чаще.
Вот что пишет в том же ЖЖ о своем опыте общения с Пончаевым мусульманин Чынгыз:
«С утра мне пришлось наблюдать такую картину на территории мечети: мулла питерской мечети Джафар Пончаев стоял у ворот на внутренней территории и громко ругался. Я подошел ближе и увидел, что он сбрасывает с инвалидных колясок инвалидов на землю. Пытался сбросить и Илдара — инвалида без двух ног. Орал на него матом и толкал его в спину, чтобы опрокинуть его на асфальт. Потом выяснилось, что он хотел выгнать Илдара с территории мечети. Свидетелями этого кошмара стали многие ребята, которые шли на праздничный намаз».
И это еще не все: есть истории о закрытом по повелению Пончаева книжном ларьке, торговавшем исламской литературой, о якобы исчезнувших в неизвестном направлении двенадцати КамАЗах, подаренных петербургской мечети президентом Татарстана, о мусульманском ритуальном бизнесе, в рамках которого Пончаев, говорят, вынуждает верующих покупать у него «похоронный пакет» услуг с обязательными поминовениями через 7 и 40 дней…
Видимо, в эпоху крушения Советского Союза к вопросам приватизации Пончаев и его семья подошли так же, как и подавляющее большинство советских функционеров: попытались прихватить то, рядом с чем стояли. Правда, здесь вышла нестыковка: мечеть не являлась и не является государственной собственностью, выставленной на торги. Однако Пончаев, похоже, «приватизировал» мечеть по факту, не имея возможности завладеть ею де-юре.

Досье «Новой»
Джафар Пончаев родился 16 марта 1940 года в Пензенской области; в 1971 году окончил медресе «Мир-араб» в Бухаре, а в 1975-м — ташкентский Исламский институт имени Имама Аль Бухари. Правда, среди бывших односельчан Пончаева до сих пор ходят слухи, что будущий муфтий ни в каком религиозном заведении не учился, а диплом приобрел с помощью своего знакомого. Однако уже с 1977 года он — председатель религиозного общества мусульман Ленинграда и имам-хатыб ленинградской Соборной мечети. Сегодня Пончаев — главный муфтий Санкт-Петербурга и Северо-Запада по версии Духовного управления мусульман России под председательством Талгата Таджудина. По мнению многих мусульман, петербургский муфтий пользуется немалым покровительством отдельных представителей городской администрации, что и позволяет ему до сих пор удерживать свои позиции.

Вячеслав КОЧНОВ, Валерий БЕРЕСНЕВ
Фото Михаил МАСЛЕННИКОВ


P. S.:Редакция «Новой газеты в Петербурге» отправила письменный запрос в городскую Соборную мечеть по поводу случившегося с Мухаммедсалихом Масаевым, а также в связи с жалобами мусульман на руководство храма. Ответа пока нет.