Под ударом «империи»
Сына губернатора Петербурга открыто обвинили в рейдерстве. Высокопоставленная мама пока никак не отреагировала (по крайней мере — публично) на претензии петербургских бизнесменов. Тем не менее Валентине Ивановне (по крайней мере — перед кем-то), видимо, все же придется объясняться. Хотя бы потому, что проблема вышла за пределы Петербурга. О скандале, разгоревшемся из-за здания в центре города, уже извещены Следственный и Антикоррупционный комитеты РФ, Управление делами президента Российской Федерации и Генеральная прокуратура России.
Фирма Сергея Матвиенко намерена выселить SPC (не партию, а корпорацию) из элитного здания?
Личное касание
Представители бизнес-сообщества Петербурга заявляют: с подобными проявлениями со стороны коммерческих структур Сергея Матвиенко некоторые субъекты хозяйственной деятельности уже сталкивались. Перечисляют тех, кто не понаслышке знаком с тактикой и манерами генерального директора ЗАО «ВТБ-Девелопмент», вице-президента Внешторгбанка, руководителя и учредителя нескольких фирм — одним словом, влиятельного петербургского предпринимателя и сына градоначальницы Сергея Матвиенко.
— Но сегодня эти события коснулись лично нас, — уверяют директора ОАО «Стэнли Пропети Корпорэйшн» (SPC), которые на днях повели себя неожиданно. В экстренном порядке собрали в своем офисе журналистов и… обратились с просьбой защитить их от натиска городских властей и силовых структур.
— Наша ситуация настолько патовая, что мы не можем позволить себе молчать, — вице-президент SPC Елена Пилехина похожа на человека, понимающего, что у него на руках все козыри, но у соперника в кармане нож. — Из-за конфликта по одному объекту нам создали проблемы по бизнесу в целом. Компания Stanley Property Corporation существует больше десяти лет, и впервые столкнулась с таким проявлением в конкурентной борьбе административных ресурсов. Если бы поступило цивилизованное предложение или просьба, мы бы уступили свои законные права на здание. Но с нами перестали разговаривать. Раз нас такими методами пытаются выдавить — мы будем сопротивляться.
По мнению руководства SPC, конфликт вышел за пределы здания, которое, кстати, находится сегодня под усиленной охраной и удвоенным видеонаблюдением. Пока еще хозяева — правые по закону и лояльные по сути к своим оппонентам — боятся быть выброшенными на улицу. Хотя они официально обратились и к губернатору Петербурга Валентине Матвиенко, и к управляющему делами президента по СЗФО Владимиру Кожину, однако почти не верят в то, что их проблема разрешится на уровне города и даже региона.
— Мы больше ориентированы на Москву и вмешательство федеральных ведомств, — признается Елена Пилехина.
Нецелесообразный проект
Большая удача и главная беда компании «Стэнли Пропети Корпорэйшн» — ее адрес: Казанская улица, 7. Красивый дом, построенный при Александре I, SPC в 1998 году получила в аренду на срок до 2012 года (по решению КУГИ и прежнего губернатора Петербурга Владимира Яковлева). Десять лет назад этот памятник архитектуры, переданный в доверительное управление Stanley Property Corporation (специализирующейся на управлении коммерческой недвижимостью), по свидетельству жителей города, находился в плачевном состоянии. SPC начала капитальный ремонт в здании. А в 2003 году предложила администрации (все еще во главе с Яковлевым) инвестиционный проект по реконструкции здания
Неудивительно, что город поддержал инвестирование средств в здание 1808 года постройки. Однако система прохождения инвестиционно-тендерной комиссии на тот момент была двухступенчатой. Вторую ступень — в сентябре 2004 года (уже при правительстве Валентины Матвиенко) SPC не преодолела: чиновники отказали компании в реализации инвестиционного проекта по причине его… нецелесообразности.
В целом на сегодняшний день вложения Stanley Property Corporation в дом на Казанской составили свыше 3 миллионов долларов. Сейчас отсюда намерены выгнать более двадцати субарендаторов.
Не совпали параметры?
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: элитный отель или гостинично-офисный центр (площадью около 10 тысяч квадратных метров) на этом месте — в двух шагах от Казанского собора, канала Грибоедова и Невского проспекта — завидный бизнес. Особенно если учесть, что вложений в него уже не требуется. Или почти не требуется. Так или иначе, три миллиона долларов здание поглотило. Гораздо интереснее: почему этим бизнесом не могло заняться SPC?
— В начале этого года нам стало известно, что здание на Казанской, 7, попало в круг интересов некой фирмы «Параметр», — продолжает Елена Пилехина. — Ее представители вышли на нас минувшим летом и в ходе переговоров подтвердили свое желание заполучить объект в кратчайшие сроки.
Компания возразила: аренда оформлена до 2012 года, 3 миллиона долларов ушло на капремонт, есть обязательства перед субарендаторами — это огромные убытки.
В итоге SPC предложила два пути решения спора: фантастический (конкурс на реализацию инвестиционного проекта с несколькими участниками на равных условиях) и реальный (досрочно разорвав договор аренды, отдать здание «Параметру», но компенсировать SPC потери).
Однако ни один из них в итоге не подошел.
Отнимай и властвуй
9 сентября 2008 года вышло постановление правительства Петербурга о предоставлении здания целевым назначением на реконструкцию ЗАО «Параметр». А уже 11 сентября «Стэнли Пропети Корпорэйшн» пригласили в Смольный на совещание с участием руководителей районного и городского КУГИ. Тема: расторжение договора аренды. От ЗАО «Параметр» на встрече присутствовал некий Андрей, который «настаивал на безусловном прекращении прав на объект и его скорейшем освобождении».
— Нам крайне нежелательно досрочно расторгать договор аренды, — повторила свою позицию SPC, — но есть политика города. Если администрация Петербурга считает, что здание нуждается в скорейшем вовлечении в инвестиционный оборот и не терпит до 2012 года (до истечения нашего срока аренды), то мы готовы уйти. Только рассмотрим вопрос цивилизованным образом: с учетом затрат SPC и обязательств перед третьими лицами.
— Тогда, — вспоминает Елена Пилехина, — представитель «Параметра» Андрей заявил дословно следующее: «Если в течение трех дней ничего не произойдет, то, очевидно, каждый будет использовать свой ресурс». Безусловно, мы расценили эту фразу как угрозу и возможность административного воздействия на нашу компанию. И стали наводить справки…
Мамин ресурс
Знакомые в правоохранительных органах предупредили бизнесменов о том, что их проблема куда серьезнее, чем они могут себе представить.
Представитель «Параметра» Андрей Кутепов оказался человеком, работающим в структурах Управления делами президента РФ.
А темная лошадка, которой в состязаниях повезло без всякого заезда, — фирма «Параметр» — стопроцентная собственность ЗАО «Империя». В свою очередь, единственным учредителем и владельцем ЗАО «Империя» является сын губернатора Сергей Матвиенко.
— Мы тщательно проверяли факты, оценивали собранные доказательства, — генеральный директор ОАО «Стэнли Пропети Корпорэйшн» Вадим Кучевский отвергает последние сомнения, протягивая стопку документов (из налоговой инспекции, федеральной регистрационной службы, администрации и т. д.). — А вскоре мы убедились, что силовое давление очень даже возможно…
На службе инвесторов
1 октября в офис компании явились два следователя по особо важным делам из Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Петербурга в сопровождении семерых оперуполномоченных из отдела по борьбе с бандитизмом ГУ МВД по СЗФО. Дирекции «Стэнли Пропети Корпорэйшн» оперативники предъявили постановление о проведении обыска. Якобы в связи с делом об убийстве трехлетней давности сотрудника компании Юрия Молякова (в скобках заметим: ранее по этому делу исполнители преступления были не только найдены, но и уже осуждены к реальным срокам лишения свободы. — Ред.).
Руководители SPC хотели добровольно выдать искомое. Сыщики отказались, объяснив: поскольку не знают, что является искомым, определяться будут по ходу дела.
Напрасно отказались от помощи. Забрали в результате не то. Искали материалы по делу об убийстве 2005 года. А унесли документы, относящиеся к хозяйственной деятельности SPC в 2008-м.
К тому же, видимо, в силу профессиональной жадности, опасаясь недобрать чего-нибудь, бумаги уносили коробками (без описи) и прихватили много лишнего. Зачем-то изъяли подлинные учредительные документы и печати 14 юридических лиц, тем самым парализовав деятельность этих организаций. Хотя в отношении 13 из них никакого постановления об обыске не было. Сейчас все фирмы обратились с жалобами в прокуратуру города, в Генеральную прокуратуру, а также обжаловали действия следователей в суд.
— Мы пока обращаемся только в административные органы Петербурга и региона, но сказать, что это наш ресурс, не можем, — не без иронии отмечает вице-президент SPC Елена Пилехина. — Если произвол наших оппонентов не прекратится, мы также вынуждены будем обратиться в Генеральную прокуратуру России, в Антикоррупционный и Следственный комитет, в Управление делами Президента РФ.
— Вряд ли губернатор Валентина Матвиенко могла не знать, что ЗАО «Параметр» — собственность ее сына, — подытоживают в компании. — Но мы не думаем, что тактика ведения борьбы была с ней согласована. Конечно, Сергей Матвиенко — как всякий свободный человек — может вести бизнес. Но то, что он сын губернатора, налагает на него особую ответственность. Любые топорные силовые неуклюжие действия, безусловно, влияют на подрыв авторитета и отрицательный имидж губернаторской власти.
Личное касание
Представители бизнес-сообщества Петербурга заявляют: с подобными проявлениями со стороны коммерческих структур Сергея Матвиенко некоторые субъекты хозяйственной деятельности уже сталкивались. Перечисляют тех, кто не понаслышке знаком с тактикой и манерами генерального директора ЗАО «ВТБ-Девелопмент», вице-президента Внешторгбанка, руководителя и учредителя нескольких фирм — одним словом, влиятельного петербургского предпринимателя и сына градоначальницы Сергея Матвиенко.
— Но сегодня эти события коснулись лично нас, — уверяют директора ОАО «Стэнли Пропети Корпорэйшн» (SPC), которые на днях повели себя неожиданно. В экстренном порядке собрали в своем офисе журналистов и… обратились с просьбой защитить их от натиска городских властей и силовых структур.
— Наша ситуация настолько патовая, что мы не можем позволить себе молчать, — вице-президент SPC Елена Пилехина похожа на человека, понимающего, что у него на руках все козыри, но у соперника в кармане нож. — Из-за конфликта по одному объекту нам создали проблемы по бизнесу в целом. Компания Stanley Property Corporation существует больше десяти лет, и впервые столкнулась с таким проявлением в конкурентной борьбе административных ресурсов. Если бы поступило цивилизованное предложение или просьба, мы бы уступили свои законные права на здание. Но с нами перестали разговаривать. Раз нас такими методами пытаются выдавить — мы будем сопротивляться.
По мнению руководства SPC, конфликт вышел за пределы здания, которое, кстати, находится сегодня под усиленной охраной и удвоенным видеонаблюдением. Пока еще хозяева — правые по закону и лояльные по сути к своим оппонентам — боятся быть выброшенными на улицу. Хотя они официально обратились и к губернатору Петербурга Валентине Матвиенко, и к управляющему делами президента по СЗФО Владимиру Кожину, однако почти не верят в то, что их проблема разрешится на уровне города и даже региона.
— Мы больше ориентированы на Москву и вмешательство федеральных ведомств, — признается Елена Пилехина.
Нецелесообразный проект
Большая удача и главная беда компании «Стэнли Пропети Корпорэйшн» — ее адрес: Казанская улица, 7. Красивый дом, построенный при Александре I, SPC в 1998 году получила в аренду на срок до 2012 года (по решению КУГИ и прежнего губернатора Петербурга Владимира Яковлева). Десять лет назад этот памятник архитектуры, переданный в доверительное управление Stanley Property Corporation (специализирующейся на управлении коммерческой недвижимостью), по свидетельству жителей города, находился в плачевном состоянии. SPC начала капитальный ремонт в здании. А в 2003 году предложила администрации (все еще во главе с Яковлевым) инвестиционный проект по реконструкции здания
Неудивительно, что город поддержал инвестирование средств в здание 1808 года постройки. Однако система прохождения инвестиционно-тендерной комиссии на тот момент была двухступенчатой. Вторую ступень — в сентябре 2004 года (уже при правительстве Валентины Матвиенко) SPC не преодолела: чиновники отказали компании в реализации инвестиционного проекта по причине его… нецелесообразности.
В целом на сегодняшний день вложения Stanley Property Corporation в дом на Казанской составили свыше 3 миллионов долларов. Сейчас отсюда намерены выгнать более двадцати субарендаторов.
Не совпали параметры?
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: элитный отель или гостинично-офисный центр (площадью около 10 тысяч квадратных метров) на этом месте — в двух шагах от Казанского собора, канала Грибоедова и Невского проспекта — завидный бизнес. Особенно если учесть, что вложений в него уже не требуется. Или почти не требуется. Так или иначе, три миллиона долларов здание поглотило. Гораздо интереснее: почему этим бизнесом не могло заняться SPC?
— В начале этого года нам стало известно, что здание на Казанской, 7, попало в круг интересов некой фирмы «Параметр», — продолжает Елена Пилехина. — Ее представители вышли на нас минувшим летом и в ходе переговоров подтвердили свое желание заполучить объект в кратчайшие сроки.
Компания возразила: аренда оформлена до 2012 года, 3 миллиона долларов ушло на капремонт, есть обязательства перед субарендаторами — это огромные убытки.
В итоге SPC предложила два пути решения спора: фантастический (конкурс на реализацию инвестиционного проекта с несколькими участниками на равных условиях) и реальный (досрочно разорвав договор аренды, отдать здание «Параметру», но компенсировать SPC потери).
Однако ни один из них в итоге не подошел.
Отнимай и властвуй
9 сентября 2008 года вышло постановление правительства Петербурга о предоставлении здания целевым назначением на реконструкцию ЗАО «Параметр». А уже 11 сентября «Стэнли Пропети Корпорэйшн» пригласили в Смольный на совещание с участием руководителей районного и городского КУГИ. Тема: расторжение договора аренды. От ЗАО «Параметр» на встрече присутствовал некий Андрей, который «настаивал на безусловном прекращении прав на объект и его скорейшем освобождении».
— Нам крайне нежелательно досрочно расторгать договор аренды, — повторила свою позицию SPC, — но есть политика города. Если администрация Петербурга считает, что здание нуждается в скорейшем вовлечении в инвестиционный оборот и не терпит до 2012 года (до истечения нашего срока аренды), то мы готовы уйти. Только рассмотрим вопрос цивилизованным образом: с учетом затрат SPC и обязательств перед третьими лицами.
— Тогда, — вспоминает Елена Пилехина, — представитель «Параметра» Андрей заявил дословно следующее: «Если в течение трех дней ничего не произойдет, то, очевидно, каждый будет использовать свой ресурс». Безусловно, мы расценили эту фразу как угрозу и возможность административного воздействия на нашу компанию. И стали наводить справки…
Мамин ресурс
Знакомые в правоохранительных органах предупредили бизнесменов о том, что их проблема куда серьезнее, чем они могут себе представить.
Представитель «Параметра» Андрей Кутепов оказался человеком, работающим в структурах Управления делами президента РФ.
А темная лошадка, которой в состязаниях повезло без всякого заезда, — фирма «Параметр» — стопроцентная собственность ЗАО «Империя». В свою очередь, единственным учредителем и владельцем ЗАО «Империя» является сын губернатора Сергей Матвиенко.
— Мы тщательно проверяли факты, оценивали собранные доказательства, — генеральный директор ОАО «Стэнли Пропети Корпорэйшн» Вадим Кучевский отвергает последние сомнения, протягивая стопку документов (из налоговой инспекции, федеральной регистрационной службы, администрации и т. д.). — А вскоре мы убедились, что силовое давление очень даже возможно…
На службе инвесторов
1 октября в офис компании явились два следователя по особо важным делам из Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Петербурга в сопровождении семерых оперуполномоченных из отдела по борьбе с бандитизмом ГУ МВД по СЗФО. Дирекции «Стэнли Пропети Корпорэйшн» оперативники предъявили постановление о проведении обыска. Якобы в связи с делом об убийстве трехлетней давности сотрудника компании Юрия Молякова (в скобках заметим: ранее по этому делу исполнители преступления были не только найдены, но и уже осуждены к реальным срокам лишения свободы. — Ред.).
Руководители SPC хотели добровольно выдать искомое. Сыщики отказались, объяснив: поскольку не знают, что является искомым, определяться будут по ходу дела.
Напрасно отказались от помощи. Забрали в результате не то. Искали материалы по делу об убийстве 2005 года. А унесли документы, относящиеся к хозяйственной деятельности SPC в 2008-м.
К тому же, видимо, в силу профессиональной жадности, опасаясь недобрать чего-нибудь, бумаги уносили коробками (без описи) и прихватили много лишнего. Зачем-то изъяли подлинные учредительные документы и печати 14 юридических лиц, тем самым парализовав деятельность этих организаций. Хотя в отношении 13 из них никакого постановления об обыске не было. Сейчас все фирмы обратились с жалобами в прокуратуру города, в Генеральную прокуратуру, а также обжаловали действия следователей в суд.
— Мы пока обращаемся только в административные органы Петербурга и региона, но сказать, что это наш ресурс, не можем, — не без иронии отмечает вице-президент SPC Елена Пилехина. — Если произвол наших оппонентов не прекратится, мы также вынуждены будем обратиться в Генеральную прокуратуру России, в Антикоррупционный и Следственный комитет, в Управление делами Президента РФ.
— Вряд ли губернатор Валентина Матвиенко могла не знать, что ЗАО «Параметр» — собственность ее сына, — подытоживают в компании. — Но мы не думаем, что тактика ведения борьбы была с ней согласована. Конечно, Сергей Матвиенко — как всякий свободный человек — может вести бизнес. Но то, что он сын губернатора, налагает на него особую ответственность. Любые топорные силовые неуклюжие действия, безусловно, влияют на подрыв авторитета и отрицательный имидж губернаторской власти.
Нина ПЕТЛЯНОВА
Фото Ильи ЕВСТИГНЕЕВА
Карикатура Виктора БОГОРАДА